Нынешний отопительный сезон в павлодарском регионе вновь подтвердил наличие проблемных вопросов, которые тепловики поднимали неоднократно на разных уровнях. Речь о необходимости финансовой поддержки для обновления тепловых магистралей с целью снижения количества аварий на сетях и решения проблемы недогрева жилого массива.
О нынешней ситуации с теплоснабжением города и о своем видении решения проблемы рассказал генеральный директор АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» Олег Перфилов.
— Олег Владимирович, одна из давних проблем тепловиков — так называемая «красная зона» в южной части Павлодара, которая стала преградой для подключения новых объектов к системе центрального отопления. Насколько понимаю, вопрос стоял в пропускной способности магистральных тепловых сетей. Что-то изменилось?
— «Красная зона» стала меньше. За счет бюджетных средств — около 600 млн тенге — в прошлом году построена подкачивающая насосная станция № 3/2, в результате улучшенная гидравлика позволила сузить границы «красной зоны». Кроме того, часть нагрузки с ТЭЦ-1 была перенесена на наши станции, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-2. В результате у потребителей, проживающих в южной части Павлодара, появилась возможность подключиться к тепловым сетям. В прошлом году мы выдали порядка 70 техусловий для объектов бизнеса.
— Можно ли говорить о том, что проблема решена?
— Нет, об этом говорить рано. На сегодня остается закрытым Усольский микрорайон. Мы за свои средства в размере 70 млн тенге сделали проект строительства тепломагистрали, который передали городским властям. Эта новая тепломагистраль № 42, с учетом уже построенной ТМ № 43 от ТЭЦ-1 до микрорайона Дачный, протяженностью около трех километров, напрямую соединит ТЭЦ-1 с Усольским микрорайоном. Строительство уже будет вестись за счет бюджетных средств, его общая стоимость 3,1 миллиард тенге. Нормативный срок строительства — восемь месяцев. В случае успешной реализации проекта будет полностью решена проблема теплоснабжения Усольского и Дачного микрорайонов.
— Были планы по расширению мощности ТЭЦ-3 за счет установки нового котла. Все в силе?
— Да. Сегодня на павлодарской ТЭЦ-3 действуют шесть котлов и шесть турбин. Для улучшения теплоснабжения города на перспективу, мы разработали технико-экономическое обоснование, которое уже прошло государственную экспертизу, на строительство двух новых котлов и еще одной турбины станции. Работу разделили на два этапа. Первый — строительство котлоагрегата № 7, второй этап — котлоагрегат № 8 и турбоагрегат № 7. Реализация проекта даст не только дополнительное тепло, но и мегаватты. Согласно нашим расчетам, электроэнергия будет востребована в перспективе, поэтому до 1 февраля этого года, мы, в соответствии с законодательством, планируем подать заявку для выхода на инвестиционный тариф по рынку мощности.
— К слову, о рынке мощности. Ранее Вы достаточно скептически были к нему настроены.
— У меня и сегодня к нему неоднозначное отношение, но он уже действует, так что приходится принимать его условия. Мы уже два года в нем работаем. Главная идея рынка состоит в том, чтобы полученные средства компании могли использовать для модернизации.
— По сути, это та же программа, что была несколько лет назад: «тариф в обмен на инвестиции»?
— В принципе, да. Но с введением рынка мощности наши доходы уменьшились. Если в последний год программы мы получили 5 миллиардов тенге, это прибыль, заложенная в тарифе, то теперь речь идет о сумме 2,9 миллиарда тенге. Причем сегодня эти средства идут на погашение займа Европейского Банка Реконструкции и Развития, который мы брали для завершения модернизации ТЭЦ-3.
— А что будет с павлодарской ТЭЦ-2? Пару лет назад рассматривался вопрос закрытия станции, как выработавшей свой ресурс.
—Сегодня на повестке дня вопрос реконструкции оборудования ТЭЦ-2, в частности, замена турбинного и насосного оборудования, обеспечивающего теплоснабжение города. Станцию необходимо оставить, чтобы обеспечить растущие потребности города в тепле.
— Олег Владимирович, давайте посмотрим на компанию с позиции бизнеса, каковы результаты?
— Поскольку мы говорим, что производство электроэнергии и тепла — это бизнес, то он не должен быть убыточным. Вот уже два года производство электроэнергии дает только убытки. Ранее у нас появилась надежда, что бизнес сможет восстановиться, когда 1 июля 2020 года была принята методика расчета фиксированной прибыли на электроэнергию. Это позволило бы покрывать неприбыльную часть бизнеса. До введения рынка мощности такая возможность была. Сегодня методика принята, но ее планируют изменить в сторону уменьшения фиксированной прибыли. Таким образом, мы будем лишены реальной возможности вкладывать значительные средства в обновление изношенного оборудования станций.
— А сколько надо в год менять по линии тепловых сетей и сколько это стоит?
— Замена одного километра тепломагистрали диаметром 1000 мм оценивается в 1,3 миллиарда тенге. Сети внутриквартальные, меньшего диаметра, дешевле, здесь замена одного километра участка обойдется от 240 миллионов тенге. Наших средств не хватает, поэтому число повреждений на сетях растет. Отчасти это объясняется уже существующим высоким износом коммуникаций: 79% — на магистральных сетях и выше 80% — на внутриквартальных. Чтобы переломить ситуацию, необходимо ежегодно ремонтировать около 15-20 километров сетей, однако сегодня мы можем делать только половину требуемого объема.
— Может быть, стоит избавиться от каких-то активов?
— Да не от чего нам избавляться на самом деле. Если говорить о заработной плате, то она оставляет желать лучшего даже на фоне областных показателей. Например, средняя заработная плата производственно-технического персонала составляет 177 тысяч тенге — это при том, что в регионе, согласно статистике, она 199 тысяч тенге. Если говорить об административно-управленческом персонале, то и здесь мы ниже среднего показателя по области, который составляет 320 тысяч тенге. У нас — 230 тысяч тенге.
— Иных источников экономии нет?
—Только на ремонтных работах. Сами понимаете, это не решение проблемы.
— Тогда как сохранить бизнес и не привести в упадок городскую инфраструктуру? Есть ли у Вас ответ на этот вопрос?
— Необходима поддержка государства в плане выделения средств хотя бы на обновление части сетей. Например, 300 километров внутриквартальных тепловых сетей, которые являются собственностью городского акимата, но находятся у нас в доверительном управлении. На их ремонт из бюджета средства до сегодняшнего дня не выделялись. Во многих областных центрах, где тепловые сети находятся на балансе государства, в год выделяют три — четыре миллиарда тенге. У «Павлодарских тепловых сетей» же в тарифе на 2021 год заложено на ремонт 830 млн тенге. Как говорится, почувствуйте разницу.
— Благодарим за интервью!