Об устройстве сетей и объектов коммунальной инфраструктуры среднестатистический житель города задумывается редко. Разве только в момент аварийного отключения воды и отопления, или наткнувшись во дворе на очередной «раскоп» коммунальщиками ямы со страшными трубами. Между тем, данные о состоянии сетей в стране и в отдельно взятом городе говорят о том, что скоро задуматься об этом придется всем без исключения.
Не допустить коллапса
Начавшиеся ежегодные гидравлические испытания тепловых сетей Павлодара не обошлись без порывов. Причина банальна – высокая изношенность металла.
Стоит напомнить, первый этап испытаний, повлекший отключение горячей воды в областном центре, начался 15 мая. В этот период тестировали сети, запитанные от ТЭЦ-1 АО «Алюминий Казахстана», т.е. южную часть города. С 24 мая по 3 июня испытывают сети в северной части областного центра, запитанные от ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО».
Ежегодно в ходе этих работ тепловиками фиксируются повреждения на теплосетях. Например, в прошлом году, по данным компании, в Павлодаре их было – 289, а в 2018 году – 163. Цифра меняется в сторону увеличения. И дело не в плохой работе тепловиков, а сроках службы теплотрассы. В авариях лопаются трубы возрастом в четверть века, а многим и вовсе давно перевалило за 40 лет.
«На сегодняшний день износ теплосетей составляет 81 процент, – отмечает директор ТОО «Павлодарские тепловые сети» Марат Иманаев. – Хочу заметить, что мы относительно спокойно прошли отопительный сезон, но это, скорее всего, благодаря теплой зиме. Так что проблема изношенности теплотрассы никуда не делась. Наша компания несет ответственность за энергетическую безопасность города, поэтому мы не можем принести качество ремонта в жертву скорости. Хотя, конечно, мы и заинтересованы в скорейшем возобновлении подачи горячей воды, поскольку наши коллеги из сбытовой компании занимаются ее реализацией».
Для понимания ситуации: в среднем на устранение последствий аварий и возобновление исправной подачи воды и тепла в жилье горожан у аварийных бригад уходит до 12 часов, что по международным стандартам очень хороший результат. Но даже это вызывает недовольство горожан. А ситуации бывают разные.
Сколько их
Протяженность тепловых сетей (без учета сетей потребителей) в Павлодаре составляет 412 километров. Ежегодно необходимо менять минимум 25 километров труб, только в этом случае удастся снижать изношенность сетей на 2 процента в год. Да, это мизер, но хотя бы так. Теперь о стоимости таких работ. Замена магистральных сетей диаметром 800 мм обойдется в 1,3 миллиарда тенге за один километр. Внутриквартальные сети дешевле: за тот же отрезок - 240 миллионов тенге. Основные составляющие ценника: сами трубы со всеми комплектующими, демонтаж и монтаж. И это только крупные расходы.
Срок эксплуатации всех участков, на которых выявлено большое количество повреждений, превышает 25 лет. Проблема износа городских теплотрасс приводит к увеличению объемов ремонта по итогам гидравлических испытаний. При этом время, отведенное на выполнение технических мероприятий по подготовке оборудования к отопительному периоду, ограничено рамками лета.
В городе много старых труб. Заменить все сразу или за два-три года невозможно. Чтобы поменять трубы, пролежавшие в земле более 25 лет, нужно вскрыть асфальтированные улицы, что, конечно же, вызовет транспортные проблемы и социальное напряжение. Отвечая на претензии горожан, что ту или иную улицу перекрывают каждое лето, представители тепловых сетей объяснили: замена труб в городе производится сегментарно – сначала перекапывают один небольшой участок, потом – другой, третий и так далее. Если где-то диагностика обнаружила проблемный участок, то аварийные бригады незамедлительно выезжают на место и делают ремонт, случается, не единожды: на одном участке может быть несколько повреждений, а проявляются они зачастую не одновременно, сегодня одно, три недели или шесть недель спустя - другое. Заменить сразу весь изношенный участок не представляется возможным - дорого. Как и поменять за год, например, до 40 километров трубопровода, что позволило бы снизить износ теплосетей до 30 процентов - по мнению экспертов отрасли, никто этого не даст. Во-первых, опять же, высокая стоимость, а во-вторых, тогда придется весь город перерыть.
«Нельзя выделить конкретный район города и сказать, что там центр проблем. Теплосетевой комплекс представляется как единое целое, и износ его в среднем равномерен. На постоянной основе ведется анализ состояния всего комплекса по ряду факторов, выявленные узкие места ранжируются по приоритетам», – отмечает Марат Иманаев.
Тариф в помощь
По действующему законодательству, тепловики должны ежегодно выполнять план ремонтов, но на это денег, заложенных в тарифе, в разы меньше необходимой суммы. Предельные тарифы для ТОО «Павлодарские тепловые сети», утвержденные пять лет назад, по мнению специалистов компании, не учитывают увеличивающиеся расходы на ремонтные работы по причине роста цен на материалы и услуги. Поэтому, вместо того, чтобы наращивать объемы работ, компания вынуждена их ежегодно снижать, а это ведет лишь к общему увеличению износа тепловых сетей и увеличению повреждаемости.
Если ситуацию не изменить, то износ теплосетей будет только усугубляться.
«За счет действующего тарифа на тепловую энергию проводить необходимый объем ремонта тепловых сетей и насосных станций сегодня невозможно», – говорит Марат Иманаев.
Чтобы развиваться, нужны средства. Возьмите любого участника рынка, если он не покрывает элементарные расходы от своей деятельности, о каком развитии может идти речь?
Отдав коммунальную службы в руки бизнеса, государство сняло с себя тяжесть данного бремени, переложив его на плечи монополиста и населения. Бизнес, получив изношенное хозяйство, вынужден сегодня не просто поддерживать его, но и обновлять. Поскольку ноша неподъемна, приходится перекладывать ее на плечи пользователей – горожан - в виде растущих тарифов. По большому счету никого такая ситуация не устраивает, но иного выхода пока нет. Во всяком случае, без государственной поддержки ее не решить. К слову, за время передачи теплосетей в частные руки, из местного бюджета ни разу не выделялись средства на замену хотя бы километра теплотрассы.
Наталья Удальцова.
Павлодарский общественно-политический еженедельник «Наша жизнь».