Работа айтишников на крупном предприятии - сложный и ответственный процесс, который включает в себя решение множества задач: от починки принтера зажевавшего бумагу до поддержания работы серверов. В АО «ПАВЛОДАРНЕРГО» все эти задачи выполняют сотрудники управления информационных технологий. Их каждодневную работу часто не замечают, но только пока все работает исправно.

В сферу ответственности управления информационных технологий (УИТ) входят ремонт и установка техники, корпоративные сети, оптоволоконная связь. Обслуживают они не только АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО», но и ТОО «Павлодарэнергосбыт».

Старший системный администратор УИТа Евгений Сычев работает в компании уже 14 лет. Он отвечает за поддержку пользователей и сопровождение серверов.

- В основном решаю проблемы пользователей. Не включается компьютер, не работает принтер, «Word» не работает – это  ко мне,  - рассказывает Евгений Сычев.

Проблемы у пользователей возникают разные, и единого алгоритма решения нет. Приходится импровизировать.

- Сегодня - одно, завтра – другое. Нужно разобраться и быстро все сделать, чтобы у сотрудника не встала работа, будь то рядовой пользователь или генеральный директор, - говорит Евгений. – Еще в мои обязанности входит подготовка новых компьютеров. В таком случае нужно перенести всю информацию со старой техники. Звучит, будто просто флешку вставил и скопировал файлы, но на самом деле все не так просто. У нас есть домены, сервера, требуется тонкая настройка учётной записи. Антивирусную  защиту ставим тоже через сервер, то есть мне не нужно для этого идти в кабинет к пользователю. Через сервер администрирования могу установить антивирус хоть пятерым сразу, не подходя к их компьютерам.

В прошлом году во время капитального ремонта в одном из подразделений ТОО «Павлодарэнергосбыт» - в офисе на Сатпаева, 160 - Евгений помогал устанавливать сетевое оборудование, протягивать кабели, устанавливать компьютеры, вместе с представителями банка настраивал кассовые операторы. В одиночку его коллега, сетевой администратор, не справился бы с таким объемом работы.

- У нас много объектов ТОО «Павлодарэнергосбыта». Мы обслуживаем не только город, но районы – Железинка, Успенка, Теренколь. В основном отрабатываем с ними удаленно, а в случае поломки они привозят к нам технику на ремонт, - говорит Евгений Сычев. Он, к слову продолжает учиться, недавно поступил в магистратуру по специальности «Управление и разработка программного обеспечения».

Разумеется зависшие программы, неисправные компьютеры и принтеры – только вершина айсберга. Сотрудники управления выполняют, куда более сложные задачи.

Очень редко, но такое все же случается, из строя может выйти важный сервер. Недавно так и произошло. В пятницу остановился сервер, на котором хранятся папки общего доступа. В них - очень важные файлы, которые постоянно требуются планово-экономическому отделу, другим сотрудникам АО «ПАВЛОДАРНЕРГО», персоналу ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3.

Чтобы работа целых подразделений не остановилась, айтишники действовали сообща и очень оперативно. В тот же день купили нужные детали. Ведущий инженер Анатолий Фесин перепаял вышедшую из строя плату. Евгений Сычев вышел в свой выходной и работал непосредственно с сервером. Сетевой администратор Константин Шульженко, консультировали коллегу по телефону. В субботу сервер уже запустили в работу.

Обязанности в управлении информационных технологий четко распределены, у каждого – своя зона ответственности.

Антон Дудко в УИТе работает уже десять лет, сейчас он ведущий инженер-электроник. На нем – онлайн-сервисы, электронные цифровые подписи, налоговые программы для ведения учета, сайты госорганов, реестры и электронные счет-фактуры. Всего около 50 сайтов. Его задача, чтобы специалисты, которым нужны эти ресурсы, могли спокойно работать.

Антон администрирует и следит за безопасностью: чтобы доступ к определенной информации был только у конкретных сотрудников. Еще он помогает корпоративному секретарю при работе с биржей. Онлайн-конференции тоже должны проходить без технических проблем.

Непосредственно ремонтом техники занимается ведущий инженер Анатолий Фесик. Ремонтируют он почти все: от принтеров до серверов. Принтеры, расходники на которые сейчас не достать, Анатолий даже заправляет сам.

Сейчас УИТ не такой, как даже десять лет назад, с тех пор многое изменилось. Раньше специалисты АО «ПАВЛОДАРНЕРГО» работали в разных информационных системах, которые обслуживали программисты компании. С 2015 года весь холдинг, не только АО «ПАВЛОДАРНЕРГО», стали переходить на корпоративные системы. Их работу обеспечивают специалисты фирм, работающих на аутсорсе, поэтому нагрузка перераспределилась.

В том же году на территории АО «ПАВЛОДАРНЕРГО» появился уникальный Центр обработки данных - ЦОД. Дата-центр обеспечит бесперебойную работу всех информационных систем на предприятиях  АО «ЦАЭК»: не только в Павлодаре - в Павлодарской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях, в  Астане и Алматы. Даже спустя восемь лет ЦОД имеет большое значение для группы компаний.

ЦОД хорошо защищен и надежно запитан от двух не связанных между собой подстанций, при этом разработчики предусмотрели альтернативы в виде источников бесперебойного питания  и дизельного генератора.

Дата-центр обслуживают строго по графику. Часть работ могут выполнять только сертифицированные специалисты. Их привлекают со стороны, один раз специалист приехал из Турции.

Руководство УИТа внимательно следит, чтобы обслуживанием дата-центра занимались только квалифицированные подрядчики, которые участвовали в постройке ЦОДа и делали шеф-монтаж оборудования.

Отметим, ЦОД был и остается важным объектом для всего холдинга, не только для АО «ПАВЛОДАРНЕРГО». Чтобы уникальный Центр обработки данных работал не только внутри Кривенко, где находится офис энергоснабжающей организации, были выделены два надежных канала от «Казахтелекома». Не будет этих каналов, Астана, Алматы и АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» потеряют доступ к части важных данных, аутсорсинговые компании тоже не смогут работать с корпоративными информационными системами.

Ещё до того, как был построен ЦОД, в 2013 году айтишники из АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» начали разрабатывать проект по созданию оптоволоконных колец на ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и Экибастузской ТЭЦ. На тот момент это был прорыв. До того, как построили кольца, связи между подразделениями не было, приходилось делать ночные перекачки данных. Это дополнительные сложности и время.

Когда появилась необходимость улучшить систему обмена данными между подразделениями АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО», тепловиками, участками ТОО «Павлодарэнергосбыта»,в УИТе разработали новый большой проект: решили связать оптоволокном и эти объекты. Создание собственного оптоволоконного кольца в городе решит многие проблемы, тем более - сейчас часть каналов связи арендуют. 

Когда будет построено свое кольцо, даже при обрыве в одной из точек доступ к информации не исчезнет, разве что скорость снизится. Плюс – это дополнительная защита системы от вмешательства извне, можно ставить любое шифрование. Пока из пяти этапов закончили три, проект еще не завершен. Впереди много работы.

Новые задачи перед сотрудниками УИТа поставил 2020 год. Из-за пандемии часть сотрудников АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» и ТОО «Павлодарэнергосбыта» отправили работать удаленно. Нужно было в сжатые сроки придумать, как это реализовать технически. Мало просто отправить сотрудника домой с рабочим компьютером, система должна думать, что он находится у себя в кабинете, а не на кухне или в спальне своей квартиры. Опять же, нужно обеспечить людям доступ к корпоративной сети, не нарушая правил информационной безопасности – чтобы не произошло утечки данных. Выход нашли довольно быстро, и за два дня на удаленку удалось перевести больше половины работников.

С точки зрения рядовых сотрудников, все выглядело просто. Но чтобы они могли просто нажать кнопку и приступить к работе, было задействовано три сервера, написаны тысячи строк кода. Специалисты из управления информационных технологий постарались.

Работая удаленно, сотрудники подключались через-интернет шлюз. Почти тоже самое, что и в офисе, только без возможности получать файлы из папок общего доступа. Такое решение было принято и в целях безопасности, и чтобы не упала скорость у остальных сотрудников. Для работы с папками общего доступа люди ненадолго приезжали в офис. В любом случае кабинеты пустовали, риск заразиться был минимальным.

Всего на удаленку уехали около ста человек. Из дома они работали, подключившись к своему Wi-Fi. Тем, у кого такой возможности не было, выдали модемы.

За время ковидных ограничений сотрудники возвращались на свои рабочие места и снова уезжали домой несколько раз. Так айтишники успели до автоматизма отработать порядок действий. Даже сегодня при необходимости сотрудника можно отправить на удаленку по отработанной схеме.

Сегодня сотрудники управления информационных технологий снова работают в привычном режиме, а значит – импровизируют, решают новые задачи и следят, чтобы техника не выходила из строя. Работы здесь всегда хватает.