Рост городов и численности их населения вызывает увеличение потребления электрической энергии, вырабатываемой в стране. Огромные масштабы жилищного и промышленного строительства обуславливают необходимость развития и совершенствования электрических сетей, являющихся связующим звеном между источниками и городскими потребителями электроэнергии. Развитие городских сетей идет по пути расширения комплексной автоматизации управления энергосистемами, повышения надежности электроснабжения, унификации и индустриализации строительства сетевых объектов, улучшения использования существующих сетей.
Деятельность городского предприятия электрических сетей сосредоточена на обслуживании инженерных сетей Павлодара, предотвращении аварийных ситуаций и устранении возможных неисправностей и поломок. Главная задача организации – оперативно и профессионально реагировать на нужды граждан. В Павлодаре свыше 100 тысяч потребителей электричества и главная задача предприятия, чтоб у них был свет. Выявлением аварийных участков занимается служба высоковольтных испытаний.
Трудится здесь пять человек, и успех работы зависит от слаженности всех. Данное подразделение, которое возглавляет Максим Уваров, проводят испытания высоковольтных линий на наличие изоляции, соответствующее заданным параметрам, обследуют плановые и аварийные участки электросетей. К слову, последних, скорее больше. В бригаде есть инженер Владимир Бугров, пришедший в службу четыре года назад. Самый молодой в команде – 24-летний Сергей Гринько электромонтер по испытательным и измерениям, имеющий высшее образование. Что привело молодого человека не в очень прибыльную на сегодня отрасль? Пример старшего поколения в лице отца и перспектива на будущее. Молодой человек целенаправленно набирается профессионального опыта и планирует карьерный рост. Здоровые амбиции – всегда похвально, это говорит о том, что человек знает, чего он хочет в этой жизни.
«Энергетика относится к той сфере деятельности, которая необходима каждому человеку. Без привычной лампочки сегодня сложно представить нашу жизнь. И это наша ответственность», – говорит молодой человек.
Утро службы начинается с получения заявок на отработку проблемных участков. В задачу входит найти источник аварии и устранить причину. Порой приходится выезжать на одни и те же участки несколько раз. Причина – в износе. Отремонтированный кусок кабеля ведет себя отлично, а вот другой участок, изношен, и дает пробоину.
В помощь службе – передвижные ремонтные электролаборатории с оборудованием производств США, Англии, Германии. Они установлены на базе автомашины «Газель». Специалисты-ремонтники могут быстро и детально проводить анализ аварии на месте, в том числе на трансформаторных установках, в кратчайшие сроки проверять коммуникации на трассах кабельных линий при помощи специальных электронных поисковиков, что позволяет значительно быстрей проводить ремонтные работы. В бригаде два электромонтера – водителя, работающих с лабораторией. Один из них Максим Москалев, на предприятии он уже шесть лет и является универсалом. За бригадой закреплено три машины – лаборатории, каждая со своей спецификой и он умеет работать с каждой из них. Конечно, для этого пришлось получить дополнительные знания. Передвижная лаборатория помогает отыскать место повреждения. На это может уйти от получаса до нескольких дней.
«Это зависит от характера повреждения кабеля. Дежурный подготавливает участок поврежденной линии и дальше начинается наша работа. Это может быть перемычка в подстанции метров 5-10, а может и до пяти километров быть участок», – говорит Максим Москалев.
Данную работу выполняет два человека: один наблюдает за параметрами оборудования, второй – в поле. Основные повреждения приходятся на весну, во время паводка. Летом, в жару, не все оборудование выдерживает. В старых подстанциях нет вентиляторов, только вентиляция. Основное оборудование датируется 70-80 годами прошлого века, так что перегрев возможен. Самое сложное время года, конечно, зима, особенно в морозы. Улица, металл, холод.
Бригада занимается испытанием электроустановок и поиском места повреждения кабеля. Дальше дело за ремонтниками. Выполненную работу тоже проверяют на качество и «возврата» на доработку не было. Несмотря на официально нормированный график работы: с восьми до пяти, аварии никто не отменял и тогда приходится трудиться до упора. Бывает и всю ночь. Не часто, но случается. Людям необходим комфорт в виде наличия электроэнергии.
Старожилом команды является Валерий Раденко – электромонтер-водитель, на предприятии он с начала 90-х. Как говорят о нем коллеги – опытный человек, всегда может подсказать и направить. Кстати, одним из главных инструментов в работе являются карты кабельных линий, эдакая подсказка их прохождения. Имеется и справочник подстанций, без него никуда, ведь в Павлодаре более тысячи подстанций, и местонахождение всех в голове не удержишь.
Имеется у службы и стационарное оборудование, где проходят испытание электрические перчатки, отвертки, пассатижи и другое оборудование, используемое в работе. Все же работают люди под напряжением. Высоким.