Несмотря на аномальную жару за окном, в Павлодаре полным ходом идет подготовку к новому отопительному сезону. Чтобы он прошел без происшествий, предстоит провести большую работу. Важную роль в этом играет такое подразделение ТОО «Павлодарские тепловые сети» как управление по работе с потребителями.
В управлении трудятся около 70 человек. Это мастера, контролеры, инженеры, и почти все они – женщины.
- Задачи управления понятны уже из его названия: на наших хрупких плечах лежит работа с потребителями. У нас в управлении – всего три отдела. Это тепловая инспекция, технический отдел, отдел распределения и контроля, - рассказала начальник управления Галина Волкова.
Сотрудники технического отдела первыми встречаются с потенциальными потребителями. В задачи отдела входит рассмотрение заявлений заказчиков на выдачу технических условий, с последующим оформлением технических условий на присоединение объектов к системе централизованного теплоснабжения или отказом в выдаче с предоставлением мотивированного обоснования. Работа есть всегда, но бывают особенно загруженные месяцы, когда поступает больше 200 заявок. Каждую нужно успеть отработать за пять дней, согласно требований законодательства РК.
Специалистами ТО, в том числе, производится:
- согласование проектов, разделы «Тепловые сети», «Отопление, вентиляция» на соответствие техническим условиям и требованиям нормативно-технической документации;
- согласование производства земляных работ сторонним организациям, во избежание производства работ в охранных зонах тепловых сетей;
- согласование актов выбора земельных участков, во избежание отвода участков в охранных зонах тепловых сетей;
По окончании приемки тепловых сетей специалистами тепловой инспекции и сетевых районов, технический отдел готовит потребителю документы, необходимые для заключения договора:
-Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей между потребителем и ТОО «ПТС»,
- расчет тепловых потерь с соглашением на возмещение величины тепловых потерь в тепловой сети потребителя, после оформления, которых, потребитель направляется в ТОО «ПЭС».
Но это только начало работы, дальше за дело берется тепловая инспекция. Контролеры, мастера – их чуть больше 30 человек, - проверяют и принимают на вновь водимых объектах тепловые узлы, участвуют в опломбировке запорной арматуры и элеватора.
Специалисты из отдела распределения и контроля проверяют на соответствие установленных приборов учета тепла ранее согласованному проекту, принимают приборы учета на коммерческий учет. В дальнейшем снимают и принимают показания приборов учёта, на основании которых вносят данные в базу для дальнейшего предъявления потребителям ТОО «Павлодарэнергосбыт» в Едином платежном документе. Так же вносят данные об отключениях объектов.
Разумеется, в задачи отделов входит не только подключение новых потребителей. В морозы контролеры тепловой инспекции отрабатывают жалобы на недостаточное теплоснабжение, а также выявляют дома с превышением температуры обратной сетевой воды. Бывает, что в день поступает по 40-50 таких заявок. В этом случае контролер выезжает на место, при необходимости совместно с работниками сетевых районов для выяснения причин.
Причин может быть множество, виноваты далеко не всегда тепловики. К примеру, основная причина перегрева у потребителей - неотрегулированная внутридомовая система. За это отвечают КСК и другие обслуживающие организации. В Павлодаре дома запитаны последовательно, и если кому-то достаётся тепла больше, чем положено, соседние здания его недополучают.
Ещё одна причина, объясняющая, почему в одних домах жарко, в других холодно – самовольное изменение внутренней системы теплоснабжения: неправильные врезки, установка дополнительных батарей на балконах, лоджиях, холодных ставках, запитка тёплых полов от отопления. Все это приводит к разбалансировке системы. Кроме того, когда старые многоэтажки проверяют тепловизором, специалистам видны промерзания стен, оконных проемов, поступления холодного воздуха через неплотности окон. Из-за того, что жильцы не утепляют свои дома, часть тепла уходит в никуда. Для решения этим вопросов необходимо выполнить энергосберегающие мероприятия, т.е. утеплить стыки в ограждающих конструкциях квартир.
Бывают и другие причины недогрева, которые уже относятся к зоне ответственности тепловиков. От запавшей задвижки до порыва на сетях.
- От каждой из тепловых камер подключены ряд домов. Наши контролеры делают замеры в начале, в середине и в конце цепочки, смотрят, где теряется тепло, определяют возможную причину, - объяснила начальник тепловой инспекции Виктория Чешко. – Если один и тот же район постоянно жалуется на недогрев, мы эту проблему стараемся решить, не пускаем все на самотек. В капремонт закладывается перекладка сети с увеличением диаметра или прокладывается новая сеть. Например, у нас была проблемная 216-ая тепловая камера. В прошлом году сделали перекладку, чтобы исправить ситуацию с недогревом.
Работа специалистов тепловой инспекции непростая, но интересная: круг задач в отопительный период и летом отличается.
- Летом, когда потребители готовят теплофикационное оборудование к холодам, нам поступают заявки на гидравлические испытания опрессовку тепловых узлов, внутренней системы, водо-подогревателя, промывку системы отопления, опломбировку расчетного дроссельного устройства. Контролеры непосредственно участвуют в этом процессе, осуществляет технический контроль. Если нет замечаний и нарушений, составляется соответствующий акт. Когда все подготовительные работы проведены, потребитель вызывает мастера на комиссионный осмотр, выдается акт о готовности, - отмечает Виктория Чешко.
Промывка системы отопления – напрямую влияет на то, насколько тепло будет жильцам дома зимой. Промывку внутренней системы отопления нужно необходимо проводить после окончания отопительного сезона по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, чтобы трубы и радиаторы не забивались ржавчиной и грязью.
Гидравлические испытания (опрессовка) системы – это, по сути, проверка на герметичность и способность выдержать рабочее давление в отопительный период. Опрессовка помогает выявить возможные места протечек, убедиться в качестве монтажа. А чтобы теплоноситель ко всем потребителям доходил в равной мере, должны быть установлены расчетные дроссельные устройства (сопло, шайба).
Однако далеко не все потребители действуют по правилам. Одни проводят промывку системы опрессовку, но специалистов тепловой инспекции не приглашают, другие просто ничего не делают, надеясь на то, что все обойдется. Чаще всего проблемы возникают с владельцами частных домов.
Еще один фактор, который отрицательно влияет на качество теплоснабжения – самовольные подключения, незаконное подключение дополнительных площадей. В частном секторе люди иногда без согласования проводят тепло в бани, сараи и другие хозпостройки. Делается это тайно, за тепло потребитель не платит, а значит - просто ворует тепло.
- Бывает, у потребителей не выявляют превышение температуры обратной сетевой воды на тепловом узле, а в тепловой камере превышение показывает. Начинаем искать причину, и выясняется, что потребитель просто подключил свой дом напрямую в тепловую сеть, без оформления всей необходимой технической документации, без установки теплового узла, т.е. самовольно, - говорит Виктория Чешко.
Нередко самовольно подключаются и те, кто принес заявку на подключение в техотдел, но получил отказ из-за дефицита мощностей. Чтобы избежать таких ситуаций, контролеры регулярно обходят свой участок, проверяют, чтобы не было нарушений. Эта работа ведется совместно с сетевыми районами.
В частном секторе выявить «самовольщиков» сложнее: сети проходят под землей, за забором – огороды, доступ дают не все и не всегда. Однако если нарушителя все же обнаружат, его отключат и оштрафуют. Иногда, чтобы доказать свою правоту, приходится судиться годами. Так одного из «самовольщиков» наказали только спустя четыре года судебных разбирательств. Каждый месяц сотрудникам управления по работе с потребителями удается выявить по 2-3 нарушителя.
Осложняет работу также хаотичная застройка. Для таких зданий сложно найти точки подключения, существующие сети, на них не были рассчитаны, тем более при имеющемся дефиците мощностей.
Несмотря на все сложности, технического характера и человеческого (не все потребители хотят договариваться и действовать по правилам), за лето нужно выполнить большой объем работы. Отработать и частный сектор, многоэтажки, юридические лица. Задач у специалистов по работе с потребителями всегда хватает: и у тех, кто трудится «в поле», и у тех, кто вносит данные в систему. Со всеми обязанностями они справляются, потому что здесь работают настоящие профессионалы.