Диспетчерская служба ТОО «Павлодарские тепловые сети» – это тепло и горячая вода в городе. И это без преувеличения. Именно этот небольшой коллектив корректируют работу трех городских ТЭЦ, путем обработки, поступающей сюда информацию. Эти люди задают температурный график согласно температуре наружного воздуха, вычисляют, какое количество тепла необходимо выработать. Доводят параметры от теплоисточников до сведения руководства ТОО «Павлодарские тепловые сети» для принятий технологических решений.
Помимо этого, в оперативном управлении диспетчерской службы находится более двадцати центральных тепловых пунктов, три насосных первой категории, обеспечивающие гидравлический режим сетей г.Павлодара. Уже два года руководит и контролирует работу диспетчерской службы Фагит Фуатович Чумаров.
Смену сдал – смену принял
Дневная смена заступает на дежурство в восемь утра и управляет процессом теплоснобжения до восьми вечера, соответственно, ночная смена начинается с восьми вечера и до восьми утра. Заступая на дежурство, начальник смены и диспетчер организуют и контролируют работу тепловых сетей, т.е. задается режим на три станции города в соответствии с температурой наружного воздуха, таким образом осуществляется качественное регулирование отпуска тепловой энергии.
«Это основная работа, которую несет диспетчерская службы», – отмечает Фагит Чумаров.
Если температура наружного воздуха в течение дня меняется, то соответственно меняется задаваемый температурный график, передаваемые на городские ТЭЦ. На их основании ТЭЦ меняют режим подачи тепла. Без ведома диспетчерской службы, городские станции не меняют заданный температурный режим. Во время дежурства в диспетчерской службе трудится два инженерно-технических сотрудника, а с пяти часов вечера добавляются два слесаря по обслуживанию тепловых сетей. Кроме того, имеется дежурная машина – для оперативного реагирования на случай технологического нарушения, дежурный персонал выезжает на место.
«Мы занимаемся локализацией технологического нарушения, т.е. мы должны приехать на место, определить характер повреждения, закрыть или отключить поврежденный участок, поставить ограждение, необходимые знаки безопасности и вызвать дополнительный персонал, технику», – рассказывает Фагит Фуатович.
Горячая пора
Для обеспечения эффективного функционирования системы теплоснабжения города, большое значение имеет грамотное и надежное управление этой системой и контроль за ее работой. Этими вопросами на предприятии занимается диспетчерская служба. Основные задачи диспетчерской службы – обеспечение надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, круглосуточного оперативного управления производством, передачей и распределением тепла. Ведение требуемых режимов работы и производство переключений в тепловых сетях, пусков и остановок оборудования, локализация аварий и восстановление режима работы, подготовка оборудования к производству ремонтных работ, проведение гидравлических испытаний, принятие заявок от жителей. Самая горячая пора у сотрудников диспетчерской службы – это период гидравлических испытаний, в ходе которых происходит достаточно много порывов. В такие дни телефон диспетчерской службы бывает «красным» от звонков горожан. И главное – терпение и уважительный тон.
Техника без людей - ничто
Руководитель службы Фагит Чумаров – теплоэнергетик во втором поколении. Его отец работал с момента образования городских тепловых сетей. Здесь же трудился и дядя - Чумаров А.Х. первым директором городского предприятия тепловых сетей, и его сын Чумаров И.А. начальником смены диспетчерской службы. Сам Фагит Чумаров окончил Омский государственный университет путей сообщения, по специальности «Промышленная теплоэнергетика». В 1998 году вернулся домой, работал изначально по специальности на железной дороге. Затем с 2002 года – в тепловых сетях. Начинал в тепловой инспекции, инженером в службе наладки. Затем пригласили в диспетчерскую службу, отработав диспетчером, трудился начальником смены и последние два года возглавляет службу. Это означает, что работа сводится больше к административной, связанной с персоналом. И этот самый персонал очень важен в подобной работе. На своих людей начальник диспетчерской службы может положиться. Так, начальник смены Евгений Лихтнер около 20 лет работает в тепловых сетях. Столько же, сколько и Фагит Фуатович. Вместе с ним в смене работает диспетчером Ансар Болатов. Другие смены возглавляют не менее надежные и хорошие специалисты – Даулет Абылкасов, Марат Томатаев, Давид Красиловец, диспетчера – Андрей Павчинский, Сергей Ходарин, Алан Абенов, Аман Сагымбеков, слесаря по обслуживанию тепловых сетей – Константин Дюдин, Рашид Макенов, Рафат Баянов, Сунгат Сергалин, Ринат Мусалимов и Рамиль Даутов.
«За эти годы очень многое изменилось в работе диспетчерской службы. Если раньше мы работали практически «вслепую», то сейчас есть информация обо всех источниках тепловой энергии. То есть, мы на мониторе компьютера напрямую видим, какой режим выдерживают станции города. Подпитка пошла, или давление снизилось, – мы тут же связываемся со станцией, докладываем об обстановке руководству ТОО «ПТС» и выясняем причину», – отмечает Фагит Чумаров.
Но какой бы хорошей не была техника, ей нужны люди. От квалификации работников зависит и оперативность действий во время экстренных ситуаций. Ведь необходимо организовать аварийную бригаду, произвести отключение, предупредить потребителей, скорректировать дальнейшую совместную работу всех специалистов и служб. Поэтому и трудятся здесь специалисты высокого класса, поскольку диспетчерская служба – это мозговой центр системы теплоснабжения города Павлодар.
Семья
Находясь в постоянном круговороте рутинных дел и рабочих будней, Фагит Чумаров вместе с супругой Юлией, не забывают о самом главном – о семье. Занимаются воспитанием четверых детей.