В следующем году ТОО «Павлодарэнергосбыт» отмечает важную дату - свое 25-летие. Началом истории предприятия принято считать 6 января 1999 года. Отсчет ведут со дня регистрации «Энергоцентра».
За почти 25 лет многое изменилось. Сейчас, чтобы оплатить счета за свет больше не нужно стоять в очереди и даже выходить из дома. Часть рабочих процессов оптимизировали и перевели в электронный формат. Законы тоже изменились. Но, как и четверть века назад, главными приоритетами для ТОО «Павлодарэнергосбыт» остаются надежность и бесперебойное обеспечение населения электрической и тепловой энергией.
Весь год на страницах нашей корпоративной газеты мы рассказывали о работе управлений и отделов ТОО «Павлодарэнергосбыт», потому что предприятие – это не таблицы и отчеты, а в первую очередь - люди.
Накануне 25-го юбилея ТОО «Павлодарэнергосбыт», рассказал об итогах работы и поделился планами на будущее генеральный директор энергоснабжающей организации Талгат Аргинов.
- Наше главное достижение – надежный и сплоченный коллектив. У нас самая низкая текучесть кадров в группе компаний АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО». За годы работы сложился своего рода костяк профессионалов, есть даже трудовые династии, когда вместе работают мамы и дочери, братья и сестры. Вакантных мест у нас практически не бывает. На начало декабря свободна только одна вакансия юриста, - говорит гендиректор энергоснабжающей организации Талгат Аргинов. – В этом году сотрудникам трижды повысили зарплату. Запустили чат-бот для передачи показаний, а в 2024 году планируем запустить автоматическую рассылку уведомлений и предупреждений. То есть если у потребителя накопится долг, он автоматически получит предупреждение. Не придется отрабатывать вручную, как это делается сейчас. Это и экономия бумаги, и экономия человеческих ресурсов: так мы снимем часть нагрузки с сотрудников. Сейчас постепенно вносим в базу электронные адреса и телефоны потребителей.
В планах – продолжить ремонт участков и сервис центров. К слову, последние открыты около десяти лет назад. Сейчас завершают ремонт здания «ПЭС» в Аксу.
- На следующий год запланирован капитальный ремонт на Ломова, 160. Будем подавать заявку. В сервис-центре на Сатпаева хотим перекрыть крышу. Это тоже важно, потому что там находятся рабочие места наших сотрудников, и людям должно быть комфортно, - считает гендиректор предприятия.
Талгат Аргинов возглавляет ТОО «Павлодарэнегосбыт» с 2009 года, когда предприятие еще называлось «Энергоцентром». Однако мало кто знает, что энергетик со стажем с детства мечтал стать хирургом. Школьником он часто приходил в больницу, чтобы просто понаблюдать за работой врачей и медсестер. Однако судьба распорядилась иначе.
Когда пришло время выбирать ВУЗ, в области уже полным ходом шли работы по созданию экибастузского топливно-энергетического комплекса. На базе угольного месторождения планировалось построить сразу четыре мощных ГРЭС по 4 тысячи мегаватт. Это была всесоюзная стройка, инженеры и рабочие приезжали в Экибастуз со всех уголков страны. Энергетика тогда была очень перспективным направлением.
Но учитель математического звена уговаривала десятиклассника Талгата Аргинова выбрать техническую специальность. И уговоры не прошли даром. В конце концов Талгат Габдуллинович подал документы на теплоэнергетику. Сейчас у него два высших образования - техническое и экономическое. В 1985 году Талгат Аргинов окончил Куйбышевский политехнический институт по специальности «Автоматизация теплоэнергетических процессов», в 2005 году - ПГУ по специальности «Экономика и управление на предприятии».
Интересно, что, даже поступив на теплоэнергетика, Талгат Аргинов продолжал «болеть» медициной. Еще целых два года он писал письма министру образования КазССР с просьбой перевести его в медицинский или дать возможность поступить заново. Ответ из министерства так и не пришел, начались спецпредметы, и Талгат Габдуллинович постепенно прикипел к энергетике. Более того - из всех одногруппников, только он до сих пор остался в профессии.
- Чтобы рассказать, как я пришел в компанию, придется вернуться почти на 40 лет назад. Окончив Куйбышевский политехнический институт, 18 августа 1985 года я пересек проходную ТЭЦ-3. Начинал с машиниста-обходчика вспомогательного оборудования котельного цеха, дошел до начальника смены котельного и турбинных цехов, также работал мастером по ремонту поверхностей нагрева. В 1999 году заместитель начальника управления энергообеспечения ПНХЗ Шевцов предложил мне должность «ночного директора» - начальника смены станции или возглавить отдел реализации. Я выбрал второй вариант. В то время у меня было очень много обязанностей и полномочий, но работа была интересной, - рассказывает Талгат Аргинов.
В 2008 году он стал заместителем председателя Правления по коммерции и сбыту АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО». С апреля 2009 года по 2011 год – занимал пост президента АО «Энергоцентр», а в 2011 году после реформирования предприятия в ТОО «Павлодарэнергосбыт» году возглавил уже его. То есть работу предприятия руководитель знает изнутри, потому что сам прошел все ступени.
За годы работы в энергетике в его карьере бывали моменты, когда приходилось брать всю ответственность на себя и разрешать кризисные ситуации. В 2001 году ТЭЦ-3 на полтора месяца забрали в коммунальную собственность. 13 сентября, по постановлению Верховного суда, станцию вернули предприятию. Угля на ТЭЦ почти не осталось, еще несколько часов и единственный котел мог встать. Талгат Аргинов на тот момент еще работал начальником отдела реализации.
- Когда нам вернули ТЭЦ-3, угля не было от слова совсем. Тогда наше руководство оплатило один маршрут на «Богатыре». Мне было поручено проследить, чтобы состав пришел без всяких проволочек. Помню, что просидел на рабочем месте до трех часов ночи, организовал «зелёный коридор». Все это время мы работали на остатках запасов - остатки топлива вперемешку с щебнем. Завершилось все благополучно, состав с углем пришел вовремя, - вспоминает Талгат Аргинов.
Такие ситуации закаляют характер, и сам гендиректор не отрицает – он человек старой закалки, привык к дисциплине. Тем не менее, ему как руководителю нужно уметь находить подход к людям, и решать конфликтные ситуации с потребителями.
- С первого дня, как возглавил предприятие, я сказал, что всегда приму сторону потребителя. Если какой-то вопрос не решается, люди приходят ко мне на личный прием, - говорит Талгат Аргинов.
Большинству обратившихся удается помочь, но бывает, что на прием приходят любители пожаловаться без причины или те, кто убежден, что электрокабель вызывает у них головные боли и наводит порчу. Это, кстати, вполне реальная история.
- Одна из частых проблем: собственник продал квартиру и уехал, а начисления продолжают идти на его имя. Люди не задумываются о том, что нужно сообщить нам и перезаключить договор. Мы не государственная организация, у нас нет доступа к нотариальным данным. В итоге в каждом случае мы разбираемся отдельно, разъясняем потребителям их права и обязанности, - объясняет Талгат Аргинов.
Свободное от работы время энергетик со стажем посвящает семье и хобби. Талгат Аргинов успешно играл в футбол и стоял у истоков создания футбольного клуба «Энергетик». Клуб показывал отличные результаты на соревнованиях, начинали с первенства области и дошли до премьер лиги.
Еще одна страсть Талгата Габдуллиновича – охота. Стрелял, в рамках закона, все, что водится в Казахстане, от куропатки до медведя.
Талгат Аргинов – любящий отец и дедушка. У него двое внуков, мальчишкам 5 и 8 лет. Старшему от деда передалась любовь к футболу, и он даже прошел отбор в детскую школу подготовки команды мастеров. Сейчас дочь, зять и внуки Талгата Аргинова живут далеко от Павлодара, но они всегда на связи и приезжают в гости.
Ко всему прочему, Талгат Габдуллинович увлекается фотографией. На его кадрах – живописные красоты Казахстана, горы и лес. Некоторые снимки распечатаны на холсте и украшают приемную генерального директора сбытовой компании, а также его кабинет.
Правая рука Талгата Габдуллиновича – заместитель генерального директора по сбыту Бауржан Альханов. Он курирует сразу два направления: управление сбыта и управление реализации.
- Управление сбыта отвечает за работу с потребителями и снижение дебиторской задолженности. Также наши сотрудники консультируют население - на участках и в сервисных центрах, - обозначил главные задачи управления Бауржан Альханов.
Управление сбыта включает в себя 21 подразделение: контакт-центр, два сервисных центра, шесть городских и 12 районных участков. Всего здесь трудятся больше 250 человек.
Всегда на передовой находятся сотрудники сервисных центров, они напрямую работают с населением. Контролеры на участках снимают показания и работают с должниками. Операторы контакт-центра принимают показания по электроэнергии и горячей воде, по 26 тысяч звонков в месяц.
Раньше два человека в смене вручную переносили показания из СМС и «Whatsapp» в базу. За месяц они обрабатывали 23 тысячи таких сообщений. Теперь эту часть нагрузки должен забрать на себя чат-бот.
- Управление реализации занимается начислениями за тепловую энергию и электроэнергию, - отмечает Бауржан Альханов. – В управление реализации входят четыре отдела: отделы по реализации тепловой и электрической энергии, договорной и коммерческий отделы. У них очень ответственная и интересная работа. Нужно правильно и своевременно сделать начисления, выставить счет-фактуры, отработать обращения на перерасчет.
Большинство обращений на перерасчет связаны с тем, что люди не передают показания приборов учета.
- Показания необходимо передавать с 20 по 30 число каждого месяца, но некоторые люди не знают о сроках или забывают вовремя передать показания. Потом они приходят и начинают требовать перерасчёт. Чтобы у людей была возможность быстро передать показания через Whatsapp, Telegram или Viber, в октябре мы внедрили чат-бот. Так показания сразу «садятся» в базу, - говорит Бауржан Альханов.
Специалисты договорного отдела заключают и расторгают договоры на элетро- и теплоснабжение, работают с бюджетными организациями, предпринимателями, частным сектором, занимаются договорами ЕРЦ. Для бытовых потребителей действует общий договор, размещённый на портале, он признается заключённым с момента подключения. На бумаге заключать его не нужно.
- Многим кажется, что нет ничего сложного в работе отдела, ведь договоры у нас типовые. На самом деле там столько нюансов: нужно указать правильный номер, даты, подготовить допсоглашения, техническую документацию проверить на наличие актов приемки. Также проводится работа по получению акцептов – согласия на получение информации, - разъяснил заместитель генерального директора по сбыту.
Коммерческий отдел занимается вопросами, касающимися покупки тепловой и электрической энергии, передачи электроэнергии и тепловой энергии, - взаиморасчётами с субъектами оптового рынка. С 1 июля 2023 года в Казахстане ввели механизм единого закупщика, и у коммерческого отдела появились дополнительные задачи. Также на них – вопросы, связанные с ремонтом зданий, находящихся на балансе ТОО «Павлодарэнергосбыт».
Раньше коммерческий отдел возглавлял именно Бауржан Альханов. На предприятии он работает около 15 лет, пришел сразу после университета. Начинал инженером коммерческого отдела, через два года стал ведущим инженером, потом начальником. Успел поработать в договорном отделе и в должности начальника участка сбыта Павлодарского района. Бауржан с детства был увлечен точными науками, поэтому и выбрал энергетику. В 2006 году окончил ПГУ по специальности "Электроэнергетические системы и сети", в 2008 году отучился в магистратуре по специальности "Электроэнергетика". Бауржан Альханов всегда старается максимально погрузиться рабочий процесс.
В свободное время Бауржан Мурат-ханович увлекается спортом, любит футбол, играть предпочитает в защите. Старается держать себя в форме.
Вдвоем с супругой Бауржан Альханов воспитывает двоих детей: мальчика-подростка и семилетнюю дочку. Обоим прививает любовь к спорту. Сына Альхановы отдали на футбол, а дочь – на танцы.