Уже не первый год в АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» существует собственный учебный центр. Здесь отвечают за подготовку и переподготовку сотрудников. Это напрямую влияет на качество их работы. Также собственный учебный центр – это возможность решить проблему нехватки кадров и удержать молодых специалистов, замотивировать их учиться дальше.

Учебный центр при АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» существует практически 20 лет - с 2004 года. Сейчас здесь трудятся четыре человека, на их плечах лежат все организационные вопросы, касающиеся обучения работников и студенческой практики. Руководит учебным центром Наталья Семенова.

- Основная задача учебного центра – подготовка и переподготовка персонала, повышение квалификации сотрудников. Наши ТЭЦ, трубопроводы, котлы, сосуды,  все это - опасные объекты, поэтому мы проводим обучение, связанное с промышленной безопасностью и охраной труда, пожарно-технический минимум. Также предусмотрено индивидуальное обучение прямо на рабочем месте. В таких случаях за сотрудником закрепляют опытного наставника, - говорит Наталья Семенова.

Индивидуальное обучение проводится в двух случаях. Если у нового сотрудника есть профильное образование, но нет опыта работы, и наоборот – если сотруднику не хватает теоретических знаний. Обучение проводится в течение месяца, после чего работник сдает экзамен.

Кроме того, с 2015 года предприятии действует программа «PROFENERGY», ориентированная на поддержку молодых специалистов и привлечение свежих кадров – вчерашних выпускников вузов и колледжей. Что для этого делается?

Работникам, которые хотят повысить свою квалификацию и продолжить образование, могут предоставить беспроцентную ссуду для оплаты обучения. За успешное окончание учебы предусмотрен солидный денежный бонус – половина оклада или целый оклад. Еще работник может рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск. Все это часть системы мотивации сотрудников.

- Объясню, как это работает. Сотрудник пишет заявление, и предприятие предоставляет ему беспроцентную ссуду на обучение. Эту сумму частями в течение года будут высчитывать из зарплаты. Вычеты по 20-30 тысяч в месяц не так сильно ударят по семейному бюджету, и человеку не придется брать кредит на обучение. Разумеется, беспроцентную ссуду можно получить, только поступив на приоритетные для АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» специальности. Это теплоэнергетика, автоматизация управления, электроэнергетика. На того же психолога отучиться за счет предприятия не выйдет, - привела пример Наталья Семенова.

В прошлом году через учебный центр АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» прошли около четырех тысяч человек. Смежной специальности обучились 299 сотрудников, повысили свою квалификацию 764 человека, прошли обучение по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности 367 работников, повторную проверку знаний - более 2,5 тысячи сотрудников.

Однако в учебном центре помогают не только действующим сотрудникам АО «Павлодарэнерго» и его «дочек», но и работают с вузами и колледжами Павлодара и Экибастуза. Студенты профильных специальностей, защитившие студенческие работы на тему энергетики, могут рассчитывать на стипендию от предприятия. Также есть возможность устроиться на оплачиваемую производственную практику.

- Раз в год мы проводим конкурс студенческих работ. Темы предлагают наши сотрудники, руководители структурных подразделений. Обычно это проблемные вопросы, связанные с работой нашего предприятия. Условно, студенту нужно придумать, как уменьшить тепловые или электрические потери. Авторы лучших работ получают от нас стипендию: учащиеся колледжей – 10 МПР, а студенты вузов – 13 МРП. Так мы готовим для себя кадры: стипендия выплачивается с тем расчетом, что завершив обучение, молодые специалисты устроятся к нам на производство. Мы мотивируем их, готовим для себя кадровый резерв, - объясняет Наталья Семенова.

Сотрудники учебного центра организуют не только конкурс студенческих работ, но и конкурс профессионального мастерства для действующих сотрудников. Электрики и сварщики получают задание по своей специальности, с которым должны справиться как можно быстрее. К примеру, нужно на время собрать определенную схему так, чтобы она заработала. Победители получают денежный приз.

При этом рабочие задачи в учебном центре четко распределены. Помимо руководителя, здесь трудятся два инженера в подготовке кадров и преподаватель казахского языка.

Наталья Владимировна свой трудовой путь на предприятии начала в 2008 году, инженером по подготовки кадров.

- Когда я устроилась, с момента основания учебного центра прошло всего четыре года. Работа была построена по-другому, документации было меньше, объем работы был меньше. Мы занимались только внутренним обучением. Тогда у нас работали два инженера, секретарь, библиотекарь и начальник. Потом штат изменился, некоторые должности сократили. В 2009 году в учебный центр пришел Василий Михайлович Томилин. Он очень хороший управленец, и ему удалось наладить работу учебного центра. Процесс работы при нем стал понятнее и проще, - рассказывает Наталья Семенова.

Со временем с должности инженера Наталью Владимировну повысили до ведущего инженера, потом – до руководителя. Поэтому работу учебного центра она знает от и до.

Сегодня здесь трудятся два инженера по подготовке кадров - Светлана Козорез и Зульфия Жайсанбаева. Они занимаются организацией практики и курсового обучения, работают с учебными заведениями, распределяют практикантов, составляют приказы, занимаются подготовкой резерва кадров, отвечают за организацию конкурса студенческих работ, решают вопросы, связанные с индивидуальным обучением и повышением квалификации сотрудников.

Также в учебном центре есть свой преподаватель казахского языка – Анара Жаминова. Несложно догадаться, какая перед ней стоит задача. На курсы по изучению государственного языка может записаться любой сотрудник компании, списки формируются заранее.

Небольшой, но дружный коллектив учебного центра выполняет важную работу. Обучение персонала – это, буквально, инвестиция в будущее предприятия. Тем более учебный центр играет ключевую роль в том, чтобы привлечь молодых специалистов, замотивировать и удержать опытные кадры.