Павлодарская ТЭЦ-3 несколько лет назад провела уникальную модернизацию. Теперь это единственная станция Казахстана, обновленная на 70%. В частности, турбинный цех станции обновлен на 90%. В 2009 году на ТЭЦ-3 началась самая масштабная модернизация в истории АО «Павлодарэнерго», направленная на модернизацию энергетического комплекса с целью увеличения паркового ресурса оборудования, повышения располагаемой и установленной электрической и тепловой мощности, снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, энергосбережения. 

Турбинный цех является одним из главных на станции, уверен его начальник Игорь Лукьяненко

«Меня так учили мои наставники, что турбинный, котельный и электроцех, они главное составляющее ТЭЦ. Остальные – наши помощники. Как я считаю, что турбинный цех – это сердце станции, а электроцех –это мозг», – говорит Лукьяненко.

Цех – это шесть турбин, их них две – первая и вторая, новые, были построены с «нуля» в 2012 и 2015 годах. Три турбины прошли реконструкцию и теперь несут нагрузку в 125 мегаватт. Турбинный цех – это 65 человек, основная задача которых, обслуживание насосов, турбин, поддержание заданных параметров и выдача оптимальной тепловой и электрической энергии.

«Для нас зима – самый напряженный период. Поэтому – лето время ремонтов. Если мы в осень входим нормально, значит и зиму хорошо отработаем», – уверен начальник цеха.

Коллектив на пятнадцать процентов состоит из сторожил, остальные – среднее поколение и молодые ребята.

«Все нынешние начальники смен уже работали на станции, когда я пришел. На тот момент они были машинистами и учили меня азам профессии. И это те люди, на которых я могу опереться и в которых уверен», – говорит Лукьяненко.

Продолжение династии

Когда начальником турбинного цеха был Алексей Поляков, а он проработал в энергетике всю жизнь, то он сделал ставку на старшего машиниста – Игоря Лукьяненко, назначив его своим заместителем. Когда-то эту должность занимал его отец. И парень оказался достойной сменой.

После вуза Игорь пришел на станцию и начал, как и все, с обходчика. По-другому в это профессии не бывает, постигать профессию надо с низов. Потом легче будет. Профессию выбирал осознанно, по совету отца и собственному интересу. О том, что он пойдет в энергетику, сомнений не было.

«Когда в семье все разговоры только о станции, а у меня здесь работали отец и дядя, я точно знал кем буду еще в школе. Выбор сделал еще в восьмом классе», – вспоминает Игорь Юрьевич.

Поэтому в начале трудового пути не испытывал особых сложностей, так как отлично знал, куда пришел. Ну и, конечно, большую помощь на этапе становления оказали наставники.

«Изначально мне повезло с учителями. Владимир Белоусов, Кабдулла Матаев, Анатолий Тимошевский, наш начальник Алексей Поляков – они выучили меня, во многом благодаря им я дошел до своей должности», – говорит Лукьяненко.

И когда стал заместителем, а потом начальником цеха понимал, что спокойной жизни в этих должностях не бывает. В любое время, независимо от времени суток и дня недели, твое присутствие может быть необходимо. Но работа есть работа, уверен Лукьяненко. Ему нравится его дело, его цех и даже лестные предложения, а они поступали, не заставили его сменить место работы.

Люди решают все

При таком темпе работы огромное значение имеют люди, которые трудятся с тобой в одной связке. Основная опора любого руководителя цеха – это начальники смен и старшие машинисты. В любой нештатной ситуации начальник цеха уверен в своих заместителях. На их плечи ложится большой объем работы и ответственности. И начальник цеха знает, что коллеги его не подведут. Это заместитель по эксплуатации Данил Ефимов и заместитель по ремонту Виктор Поляков. К слову, последний начинал слесарем, но быстро продвинулся, так как был инициативным, активным и энергичным. Поэтому его и заметили.

Смены в цехе сформированы таким образом, чтобы в них обязательно был опытный человек, проработавший здесь продолжительное время, который не растеряется в экстренной ситуации. Очень важно, чтобы дежурный персонал цеха умел не только обеспечивать надежную и экономичную работу оборудования, но и имел бы достаточную подготовку для быстрой и организованной ликвидации внезапно возникшего аварийного положения. К слову, сам начальник цеха попадал в них не раз и принимая решения понимал, что ответственность будет нести только он. Так его здесь учили старшие товарищи. И эту истину он хорошо усвоил: отвечать не только за себя, но и за свой коллектив. В противном случае, не жди не только уважения, но и поддержки от людей. Да и для молодых это пример правильной работы. Новичков здесь немного, но те, кто приходят, остаются. За последние пару лет, цех пополнился молодыми кадрами в лице Ришата Сабигатуллина и Владислава Ивина. Начинают свой трудовой путь ребята с машиниста-обходчика четвертой группы. Чтобы двигаться дальше по карьерной лестнице, необходимо понимать все нюансы работы. В противном случае, толкового энергетика из тебя не получится.

«К сожалению, молодежь сегодня не очень стремится на производство. Многие хотят только портфель получить и зарплату к нему соответствующую», – заметил Лукьяненко.

Надо сказать, что в энергетику людей приводят разные пути. Чаще – родственники, которые сами работая в энергетике, понимают, что лучшего места и коллектива нет, поэтому и приводят сюда своих близких. Например, Дмитрий Симоненко в свое время закончил музыкальный колледж, а сегодня комфортно чувствует себя на станции. Дошел до позиции начальника смены. Аскар Журсунов, машинист центрального теплового щита, после армии окончил Алматинский энергоинститут и вернувшись в Павлодар, пришел работать на станцию. О нем отзываются, как об ответственном и исполнительном сотруднике.

Еще одно особое подразделение есть в цехе – это азотно-кислородная станция. И хотя там работает «девичий батальон», возглавляет его мастер Сергей Стельмах. Среди них Надежда Рогова, Алевтина Вдовина, Наталья Семенец и Диана Ковалева. Работают девушки и обходчиками: это обслуживание оборудования и надзор за ним. Но без мужской помощи им не обойтись, а те готовы прийти на помощь. Среди них и обходчик Данияр Кайсаринов. В случае нештатной ситуации, сообщают об этом машинисту и тот принимает решение. А это всегда ответственность. Но по-другому в энергетике нельзя, порой ситуации требуют моментальной реакции. Главное – холодный рассудок и логика мышления.

Из таких людей и соткана кровеносная система сердца станции – турбинного цеха. И каждый из них делает все, чтобы оно билось в рабочем ритме, без сбоев.