6 октября в Павлодаре завершили подключение многоэтажных жилых домов к теплоснабжению. Через неделю тепло подали и в частный сектор города.
Из 1302 павлодарских многоэтажек 112 на сегодня подключены самовольно. Плата за потребленную теплоэнергию жителям таких домов будет начисляться с последней даты, подтверждающей сохранность ранее наложенной пломбы на запорную арматуру. Остальным потребителям, подключившимся по актам готовности или гарантийным письмам, начисление за сентябрь выставлено на основании актов, фиксирующих фактическую дату подключения и подписанных представителями «Тепловых сетей» и КСК.
В связи с началом отопительного сезона в некоторых районах параметры теплоносителя могут не соответствовать температурному графику. Для улучшения теплоснабжения сетевыми районами проводятся пуско-наладочные работы, которые на сегодня практически завершены.
Если же в доме параметры остаются заниженными, сотрудникам КСК необходимо вызывать представителя ТОО «Павлодарские тепловые сети». 30 числа каждого месяца комиссией по контролю над качеством отпущенной тепловой энергии рассматриваются акты обследования, в случае подтверждения недопоставки тепловой энергии ТОО «Павлодарэнергосбыт» производит потребителям перерасчет.
На основании актов обследования, составленных представителями «Павлодарских тепловых сетей», в сентябре по Павлодару ТОО «Павлодарэнергосбыт» выполнило перерасчет начислений за тепловую энергию по 76 многоэтажным домам.
В Экибастузе картина несколько иная. Из 662 высотных домов города тепла нет в одном — по вине КСК. Среди уже подключившихся многоэтажек 57 — с неполным выполнением мероприятий по подготовке к отопительному сезону. «Эти 57 многоэтажных высотных домов мы будем отключать от системы центрального отопления, — говорит Денис Андриянов, директор ПК „Экибастузские тепловые сети“. — Из-за их неготовности страдает теплоснабжение других, расположенных рядом многоэтажек».
В частном секторе города горняков из 5574 домов акты готовности к отопительному сезону получили на сегодня 78. Несмотря на это, тепловики подают тепло всем, но система отопления потребителя не всегда готова к приему теплоэнергии. В итоге следует новый виток недогревов, порывов и коллапсов на уровне целых улиц.
Некоторые экибастузцы предпочитают не готовить дома к зиме, а незаконно подключаться к системе центрального отопления. В результате сотрудникам ПК «Экибастузские тепловые сети» приходится ремонтировать задвижки, сломанные жителями — как это было недавно на центральной магистрали по улице Абая в районе школы № 4.
— Чтобы посторонние не крутили «штурвал», мы фиксируем задвижку сваркой. Жители пытаются сами ее открыть, у них не получается, и тогда они вооружаются ломами и кувалдами. Нам приходится устранять эти неисправности, — рассказал Павел Ярошенко, заместитель начальника управления по работе с потребителями ПК «ЭТС» ТОО «ПТС».
Такие случаи, по его словам, не редкость. В прошлом году по городу также были сломаны несколько задвижек. На время ремонта приходится прекращать подачу тепла на некоторые здания, либо переподключать их. В результате снижаются параметры на других объектах. Кроме того, это мешает проводить устранение порывов, если таковые возникают.
18 октября тепловикам пришлось отключить 947 частных домов, 16 многоэтажек и одну школу — потому что частники вновь сломали запарную арматуру, пытаясь отрегулировать теплоподачу. И вновь «Тепловые сети» до глубокой ночи устраняли последствия этого коммунального вандализма со стороны жителей.
Еще одной проблемой в частном секторе Экибастуза стала кража труб теплосети. 13 октября, при запуске отопления, тепловики обнаружили пропажу 40 погонных метров трубы диаметром 108 мм в одном из районов города. В результате часть домов несколько дней оставалась без тепла, пока «Тепловые сети» вели на месте восстановительные работы.
«Это была часть трубопровода в сторону улицы Алматинской, проезд Короткий. На данном участке вырезали и вывезли 80 метров трубы, по 40 метров прямой подачи и обратки. Произошло это уже после проведения нами подготовительных мероприятий к отопительному сезону. Труба была уложена надземным способом и проходила между деревьями, поэтому пропажу удалось выявить только сейчас. Хозяева местных домов тоже не заметили, когда исчезли трубы», — говорит Евгений Сайботалов, главный инженер ПК «ЭТС» ТОО «ПТС».
И это тоже не единичный случай. Опять же 18 октября представителям ПК «ЭТС» удалось пресечь кражу трубопровода в другом районе города. Злоумышленники уже отрезали часть трубы и пытались вывезти ее с помощью автопогрузчика. Увидев тепловиков, они скрылись с места происшествия. Задержать их не удалось.
Представители «Тепловых сетей» призывают граждан быть бдительными и сообщать о подобных фактах в полицию, либо в диспетчерскую службу предприятия.
Вместе с тем острой остается и проблема своевременной подготовки потребителями своих домов к осенне-зимнему периоду.
«Ежегодно перед отопительным сезоном, независимо от того, предупреждали об этом или нет, каждый потребитель обязан проводить подготовительные работы на тепловом узле своего дома. Это не наша прихоть. Об этом говорится в „Правилах пользования тепловой энергией“, утвержденных приказом министра энергетики Казахстана от 18 декабря 2014 года, а также в публичном и индивидуальном договорах на оказание услуг по снабжению тепловой энергией бытового потребителя (п.5.2 Потребитель обязан: пп.4 до пуска в эксплуатацию и перед каждым отопительным сезоном теплопотребляющих установок провести комплекс мероприятий для оформления акта технической готовности). Об этой же ответственности собственников говорит закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II „Об электроэнергетике“: „Потребители электрической и тепловой энергии обязаны поддерживать надлежащее техническое состояние элекро- и энергоустановок и приборов коммерческого учета, находящихся в собственности потребителей, выполнять требования к их техническому состоянию в соответствии с правилами пользования электрической и тепловой энергией“. Еще раз подчеркну: подготовка включает в себя промывку, опрессовку и наладочные работы теплосистемы дома. Все это потребитель должен сделать сам, либо нанять для этого специалистов. „Тепловые сети“ данным видом работ не занимаются. При этом потребитель должен обязательно пригласить контролера», — напоминает Павел Ярошенко.
Контролер должен видеть подключенное к тепловому узлу оборудование и убедиться в том, что система прошла гидравлические испытания и готова к приему тепла. В противном случае он не имеет права выдавать акт готовности. Между тем, в здании администрации ПК «ЭТС» регулярно выстраиваются очереди потребителей, желающих подключиться к отоплению.
— Когда мы спрашиваем у людей акты готовности, они начинают говорить о том, что их об этом никто не предупреждал. Однако могу заявить с полной ответственностью, что о необходимости подготовительных работ мы неоднократно извещали потребителей в местных СМИ, а также индивидуально каждого — на ежемесячных квитанциях. С мая по сентябрь у горожан есть достаточно времени, чтобы подготовить свои дома к новому отопительному сезону, — поясняет Ярошенко.
Что касается специалистов, оказывающих услуги по проведению промывки, наладки и опрессовки тепловых систем, то в Экибастузе есть и фирмы, и индивидуальные предприниматели, работающие в этом направлении. Кроме того, такие услуги оказывают и местные КСК.
Если позвонить по публикуемым в СМИ объявлениям, можно узнать, что цена проведения работ варьируется от 10 до 30 тысяч тенге. Так, один из частных предпринимателей предлагает весь спектр услуг по подготовке к отопительному сезону по цене от 10 до 12 тысяч тенге. Большинство сантехников, чьи объявления размещены в местных печатных изданиях, оценивают эти услуги в 15–20 тысяч тенге. Председатель одного из местных КСК сообщила, что наладка, опрессовка и промывка на доме без теплового узла обойдется потребителю примерно в 15 тысяч тенге, а если есть тепловой узел, стоимость составит 25–30 тысяч тенге.
Эту работу необходимо проводить один раз в год, регулярно, как жильцам многоэтажек, так и владельцам частных домов. От выполнения мероприятий напрямую зависит, насколько успешно пройдет отопительный сезон и тепло ли будет в домах горожан.