В столовой дома отдыха «Энергетик» в минувшее воскресенье, несмотря на выходной, кипела работа. Там раскладывали бутерброды, нарезали салаты, сервировали стол, готовили овощи для плова. И все — в уютной обстановке душевного тепла. Оно и понятно — наставники собрались встречать своих ребят.

И вот долгожданные гости прибыли. После радостных приветствий присутствующий на встрече детский психолог предложила начать общение с игры: все рассчитываются на первый-второй, становятся друг напротив друга и обмениваются добрыми словами и объятиями, перемещаясь по часовой стрелке. На пожелания не скупились ни ребята, ни кураторы. Как и на слова взаимной благодарности.

ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ

Проект «Наставники» существует в Павлодарской области уже третий год. Он направлен на социализацию детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, из неблагополучных семей. Человек, обладающий искренним желанием помочь ребенку обрести себя, найти правильный путь в жизни, становится его наставником — старшим товарищем, другом и советчиком.

— Это действительно потрясающий проект, который меняет сознание как детей, так и взрослых, — рассказывает директор общественного фонда «Умит узбеу» Гаухар Омарова. — Ребята в ходе общения получают поддержку, совет, бескорыстную помощь. Между ними и их наставниками складываются благоприятные и, самое главное, доверительные отношения. В проекте принимают участие воспитанники детского дома семейного типа Павлодара в возрасте от 14 до 16 лет. Всего за эти два года задействовано 17 ребят.

МУЖСКОЙ СЕЗОН

Стать наставником для ребенка на самом деле не так просто, как может показаться. При работе с детьми важно учитывать каждый нюанс. В таких проектах простительны и бюрократические проволочки, и щепетильность комиссий.

— Наставником может стать человек не младше 25 лет со стабильно положительным финансовым и семейным положением как минимум на протяжении последних двух лет, — рассказывает координатор проекта Динара Мусаханова. — При подаче заявки мы проводим первоначальную информационную встречу, в ходе которой рассказываем, что такое быть наставником, разъясняем правила и требования, предупреждаем о высокой степени ответственности. Далее идет большой этап сбора необходимых документов, справок и подтверждений, обучение и работа со штатными психологами. По окончании подготовки кураторы задают финальный вопрос — готов ли кандидат стать наставником? Как показывает практика, положительный ответ дают далеко не все.

В 2019 году фондом «Умит узбеу» рассмотрено порядка 50-ти заявок от инициативных павлодарцев. По итогам строгого отбора в проект вошли шестеро. Среди них — Марат Иманаев, директор ТОО «Павлодарские тепловые сети».

— В нынешнем году участие мужчин в проекте стало для нас приятной неожиданностью, — говорит директор детского дома семейного типа Гульбагда Каримова. — Уверена, этот фактор положительно скажется на реализации всего проекта в целом, ведь мальчишки-воспитанники детского дома не всегда могут рассказать женщинам о своих переживаниях или волнениях. Еще проект дает ребятам возможность познакомиться с различными профессиями, то есть побывать на экскурсии там, где работает наставник, а это различные предприятия региона.

ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ

Отдых в «Энергетике» на свежем воздухе получился шумным и веселым: ребята лепили снеговиков, кувыркались в снегу, устраивали битвы снежками с кураторами и наставниками. К тому же по свежему снегу отлично шли снегоходы, на которых катали мальчишек и девчонок. Затем детей ожидали игры, эстафеты и интеллектуальные конкурсы, плавание в бассейне и отдых в комфортабельных номерах «Энергетика».

14-летний Миша рассказал о знакомстве со своим куратором по дороге в корпус: «У нас с Маратом сложились очень хорошие отношения. Мы встретились впервые в начале октября, когда начала функционировать группа наставничества. После общего знакомства организаторы поинтересовались, кого из старших мы хотим выбрать. Я выбрал Марата, так как посчитал, что могу узнать от него много интересного и нового, почерпнуть знания, перенять опыт, спросить совета, как у старшего товарища.

Я желаю каждому воспитаннику детских домов обрести в жизни мудрого и понимающего наставника, ведь он оказывается вашим вторым лучшим другом, который даст совет, подскажет направление в жизни».

Кто для ребят из детских домов является первым лучшим другом, понять несложно любому из нас.