Уровень профессионализма и подготовки кадров — одна из неотъемлемых составляющих успешной работы любого предприятия. В столь серьезной сфере, как энергетика, необходимо учитывать все — образование, опыт работы, инициативность и, что немаловажно, — желание самого сотрудника работать на благо общего дела. И первыми, кто встречает потенциальных сотрудников компании, являются специалисты управления по работе с персоналом. О том, кто стремится работать в компании, что волнует соискателей и как устроиться работать в «ПАВЛОДАРЭНЕРГО», рассказывают исполняющая обязанности начальника отдела по работе с персоналом Анна Прокофьева и ведущий специалист по персоналу Ирина Кондурова.
— Сколько в среднем человек в месяц приходят на соискание вакансий?
А.П.: Очень сложно назвать даже примерную цифру. В какой-то степени, это зависит от сезонности. Например, летом, с мая по октябрь, зачастую тишина — кто-то идет работать дорожными рабочими, открываются подрядные организации. Уже начиная с октября идет поток соискателей к нам. В этом году можно отметить, что количество соискателей снизилось. Но все равно зачастую с самого утра, особенно по пятницам, в часы приема кабинет просто забит, полно людей.
— Кто чаще всего приходит: студенты, не имеющие опыта, или все же люди со стажем?
А.П.: В этом случае выявить закономерность несложно: заканчивается учебный год — в течение месяца-двух приходят, прежде всего, выпускники.
— Какие вакансии наиболее востребованы на предприятиях АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» на сегодняшний день?
А.П.: Теплоэнергетики, электроэнергетики, специалисты КИПиА — в основном, все рабочие специальности.
— Есть ли определенный рейтинг наиболее или наименее востребованных профессий организации?
А.П.: Мы сейчас подали объявление в HeadHunter — почему-то все хотят быть снабженцами. Откликаются все, кому ни лень, без оглядки на образование и опыт работы. При разговоре с соискателями, мы спрашиваем, чем привлекает эта профессия, — порой они даже сами не могут аргументировать.
И.К.: Да, к каждой вакансии существуют определенные требования. К слову, есть у нас один кандидат, который откликается на все вакансии. Выставишь объявление на HeadHunter — обязательно нам напишет.
А.П.: Люди все разные, но большинство стремится устроиться к нам, даже если вакансия не соответствует их специальности.
— Вы работаете с Центром занятости? Как часто соискатели приходят оттуда?
А.П.: Обязательно. Мы ежемесячно предоставляем им информацию о наличии вакансий. Однако соискатели оттуда приходят очень редко, и то, зачастую, просят поставить отметку, что не будут у нас работать, и все. Им ведь приходят определенные отчисления от Центра занятости, а работать хотят далеко не все.
И.К.: Я знаю, что от Центра занятости у нас работает женщина, она трудится уборщиком служебных и производственных помещений на ТЭЦ. А вообще не всех соискателей устраивает удаленность от города.
А.П.: Те же уборщицы — они работают на предприятиях с 8 утра до 5 вечера, полный рабочий день. А в городе можно где-то помыть, потом уйти домой. Поэтому соглашаются не все. Можно сказать, что уборщики на ТЭЦ в числе самых проблемных вакансий.
— Вы ведете мониторинг того, откуда соискатели узнают о вакансиях? Откуда чаще приходят?
А.П.: При приеме на работу кандидаты заполняют анкету, в которой есть пункт «способ получения информации о данной вакансии». Наиболее часто узнают через сеть личных контактов. На втором месте — сайт HeadHunter. Мы также размещаем информацию на ТВ и в общественном транспорте, однако в ходе беседы выясняется, что ни один соискатель не обратился к нам благодаря бегущей строке или рекламе в автобусах. Сарафанное радио — самый действенный способ распространения информации.
— Есть ли определенная разница в пакете документов, в зависимости от вакансии?
А.П.: Перечень необходимых документов един и прописан в Трудовом Кодексе РК.
И.К.: Стандартный пакет — удостоверение личности, трудовая книжка, диплом об образовании, квалификационные корочки, фотографии. На определенные должности приветствуется наличие характеристик, рекомендательных писем.
— Как происходит процесс работы с данными соискателей, начиная от обращения, и заканчивая приемом на работу? Кто рассматривает анкеты и по каким критериям оценивают степень профпригодности?
А.П.: В первую очередь соискатель обращается со своим резюме к нам, в отдел по работе с персоналом. Наши специалисты проводят оценку потенциального сотрудника в соответствии с его квалификацией. И далее кандидатуру рассматривает непосредственный начальник структурного подразделения. Срок рассмотрения занимает два-три дня для должностей, не требующих дополнительного согласования.
— Можете ли вы отказать соискателю на самой ранней стадии при обращении?
А.П.: Да, мы можем отказать, в случае несоответствия соискателя требованиям вакантной должности. Также мы можем отказать по причине элементарного отсутствия запрашиваемой вакансии.
— Поиск работы — процесс непростой и зачастую, волнительный для соискателя. Бывает, что соискатели теряются при собеседовании или совершают ошибки. Какие курьезные моменты или случаи вы можете вспомнить?
И.К.: Соискатель от радости может оставить все свои документы. Зачастую, забывают вещи, телефоны. Не обходимся мы и без комплиментов со стороны кандидатов — мужчины зачастую интересуются, специально ли в наш отдел набирают таких привлекательных сотрудниц.
— Какие вопросы чаще всего задают вам соискатели?
А.П.: Самый распространенный вопрос, конечно, о зарплате. Однако мы сразу уточняем, что эти моменты обговариваются с начальниками подразделений.
— Напоследок давайте еще раз напомним, как соискатели могут найти вакансии?
А.П.: Мы подаем объявления на сайты pavlodarenergo.kz, headhunter.kz, enbek.kz, в газеты «Городская неделя», «Газету бесплатных объявлений», наиболее актуальные вакансии рекламируем посредством бегущих строк. Ну, и куда же без сети личных контактов.
И.К.: Задача нашего отдела — подбор и прием качественных квалифицированных кадров, и мы всегда рады видеть активных профессионалов в рядах наших сотрудников.