Как решать проблему отсутствия освещения во дворах городских многоэтажек? Жители Павлодара, журналисты и некоторые чиновники считают, что монтаж, ремонт, а также содержание дворового освещения является обязанностью АО «Павлодарская РЭК». А как на самом деле?
В состав электросетевой компании входит Городское предприятие внутридомовых электросетей (ГПВЭС), которое обслуживает общедомовые электрические сети (ОДЭС) многоэтажных домов по договору с энергоснабжающей компанией ТОО «Павлодарэнергосбыт». Однако ни монтаж, ни ремонт, ни обслуживание дворового освещения в стоимость обслуживания ОДЭС не входят, так как электроустановки, сети и светильники дворов общедомовыми электросетями не являются и в перечень обслуживаемого оборудования ОДЭС не включены.
Городское предприятие внутридомовых электрических сетей на основании договора с ТОО «Павлодарэнергосбыт» несет ответственность за состояние вводных, распределительных и групповых щитов дома, магистральных силовых электросетей, а также светильников общедомового и предподъездного освещения - при условии, что они смонтированы согласно проекту. Необходимо отметить, что функциональное назначение светильников предподъездного освещения – освещать подъездную дверь, замок или замочно-переговорное устройство и предподъездную территорию дома. При этом максимальная мощность светильников предподъездного освещения (для ламп накаливания) колеблется от 60 до 120 Вт, что совершено недостаточно для освещения всего двора.
К наружному освещению жилых микрорайонов нормативами РК (СН РК 4.04-18-2003 «Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов» и СНиП РК 2.04-05-2002 «Естественное и искусственное освещение») предъявляются следующие требования.
1. Средняя горизонтальная освещенность физкультурных и детских площадок на территории микрорайонов должна быть 10 люкс. Освещённость остальной территории - не менее 2 люкс (табл. 11 СНиП РК 2.04-05-2002).
2. Освещение улиц, дорог и площадей территории микрорайона следует, как правило, выполнять светильниками, располагаемыми на опорах или тросах. Освещение тротуаров-подъездов на территории микрорайонов допускается (в виде исключения) выполнять светильниками, располагаемыми на стенах или над козырьками подъездов зданий, если приведенные годовые затраты при этом не выше, чем при установке аналогичных светильников на опорах. Также при этом должны обеспечиваться:
- возможность обслуживания светильников с помощью автоподъемников, централизованное управление включением и отключением светильников;
- исключение засветки окон жилых помещений и повреждения светильников при падении с крыш снега и льда (п. 2.27 СН РК 4.04-18-2003).
При этом, согласно п. 1.12 «Инструкции по проектированию наружного освещения», в случае принятия решения об установке светильника на стене дома, на стадии проектирования зданий, должны быть предусмотрены закладные детали, ниши и другие устройства, необходимые для установки световых приборов, электроконструкций и прокладки осветительной сети. В большинстве многоэтажных домов соответствующие закладные детали и другие устройства не предусмотрены, в связи с чем установка светильников на стенах таких домов невозможна.
3. Питание светильников для освещения территории микрорайона следует осуществлять непосредственно от пунктов питания наружного освещения или от проходящих рядом сетей уличного освещения в зависимости от принятой в населенном пункте системы эксплуатации (п. 3.6 СН РК 4.04-18-2003), но никак не от сетей общедомового освещения жилых домов. Управление сетями наружного освещения должно быть централизованным — телемеханическим или дистанционным (п. 3.27 СН РК 4.04-18-2003).
«Мы предлагали нескольким павлодарским КСК спроектировать и смонтировать дворовое освещение в полном соответствии с действующими нормами, с подключением к общедомовым приборам учёта электроэнергии на основании отдельных договоров и сметам затрат, но во всех случаях ответ был отрицательный, - говорит Олег Клочков директор ГПВЭС АО «Павлодарская РЭК». - Свой отказ председатели КСК объясняли тем, что согласно свидетельству о регистрации кондоминиума, их территория ограничена периметром бетонной отмостки дома, а дворовая территория является городской землёй общего пользования».
Поскольку содержание дворовой территории в обязанности кондоминиума не входит, жители многоэтажных домов вполне обосновано отказываются нести дополнительные затраты (причём значительные) на освещение дворов. В качестве примера некоторые руководители КСК приводили удачный опыт освещения кварталов одноэтажной застройки Павлодара за счёт средств городского бюджета.
Итог таков: освещение дворов не имеет отношения к исполнению договорных обязательств по обслуживанию общедомовых электрических сетей. Проблему освещения дворовой территории домов многоэтажной застройки необходимо решать совместными усилиями КСК и городских властей.