Плата за отопление – одна из самых спорных и волнующих всех тем. За что же именно платят потребители и от чего зависит итоговая сумма за месяц?

Довольно большую ясность в это вопрос внесло активное внедрение общедомовых приборов учета. Согласно принятому в 1998 году Закону РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках», предусматривалось, что компании-монополисты обязаны приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг. Впрочем, в Павлодаре, как и в других регионах Казахстана, реализация проекта началась значительно позже – в 2016 году. На сегодня, по информации начальника отдела распределения и контроля тепловой энергии ТОО «Павлодарские тепловые сети» Мадины Срымовой, компания установила 655 приборов учета на возвратной основе.

Впрочем, установить счетчики - не самая главная проблема. Как и любое новшество, они вызывают у потенциальных потребителей массу вопросов, учитывая то, что каждый потребитель оплачивает данное устройство из собственного кармана. Наиболее частый вопрос о преимуществах нововведения: действительно ли приборы помогают экономить?

Экономим или нет?

Полученные в декабре 2020 и январе 2021 года квитанции вызвали недовольство многих потребителей большими суммами за полученное тепло. Но закономерность здесь довольно ясная: чем ниже температура воздуха за окном, тем больше тепла потребляют дома. И тем выше итоговая сумма за месяц. В этой ситуации важно понимать, поясняет Мадина Срымова, что прибор учета считывает, сколько воды зашло и сколько вышло в конкретный дом.

«Кроме того, общедомовой прибор учета тепла считает и температуру этой самой воды. Если в доме установлен счетчик и зима холодная, то оплата, конечно, будет выше. Но осенью и весной, когда зимних морозов нет, плата за тепло получается заметно ниже. К сожалению, на это потребители не смотрят», – отметила Мадина Срымова.

Что касается домов, где нет приборов учета тепла, там начисление производится по нормативу на квадратный метр в год. И эта сумма делится равными долями на семь месяцев отопительного сезона в зависимости от количества дней в месяце. Счетчики же дают те показатели по теплу, которые есть на данный момент с учетом температуры наружного воздуха.

К слову, в Норвегии, далеко не бедной стране, где холодное время года тоже продолжительное, в зимний период тариф повышают. Кто-то скажет, мол, зарплата у них выше. Это так, но там на налоги уходит до 50% от зарплаты. Так что все относительно.

Зачем это надо?

Необходимо отметить ряд преимуществ от установки общедомового прибора учета тепла. Во-первых, прибор учета тепла фиксирует фактическое потребленное количество ресурса. В этом случае никакая организация не сможет предъявить к оплате жителям большее количество тепловой энергии.

Во-вторых, прибор учета тепла позволяет контролировать показатели качества теплоносителя. В случае несоответствия этих показателей потребителям не составит труда предъявить претензии энергопередающей организации, т. к. нарушения будут документально зафиксированы.

И, наконец, в-третьих, на основании данных прибора учета тепла можно определить необходимость внедрения энергосберегающих технологий в жилом доме. Но это уже тема для отдельного разговора.