«Мы работаем согласно договору между АО «ПРЭК» и ТОО «Павлодарэнергосбыт» на обслуживание общедомовых электрических сетей многоэтажных жилых домов Павлодара и Аксу. Есть определенный перечень работ, которые мы выполняем, туда входят: текущие ремонты, планово-предупредительные ремонты, осмотры, замеры, внеплановые ремонты, текущие заявки и другое. Этот перечень утвержден генеральным директором АО «ПРЭК» и генеральным директором ТОО «Павлодарэнергосбыт». У нас есть различные графики с определенной периодичностью, годовые, многолетние. Сейчас работаем по графику 2023 года, в феврале мы должны провести ремонтные работы на адресах Сураганова, 18/1 и Камзина, 82/1. За три дня до начала работ оповещаем жителей, развешиваем объявления на информационных досках у подъездов. Подобные работы мы проводим на протяжении нескольких дней, поскольку необходимо отремонтировать каждый этажный щит дома. Текущие ремонты проводятся предприятием раз в три года по каждому отдельно взятому дому, расширенные ремонты проводятся раз в 12 лет. Аварийные заявки, связанные с перенапряжением, коротким замыканием, пожаром отрабатываются незамедлительно», - рассказывает директор предприятия Сергей Кириленко.
Специалисты на предприятии распределяются по принципу необходимости. Ежедневно бригады комплектуются разным количеством специалистов в зависимости от поставленных задач. Каждый день на предприятии формируется порядка 5 бригад, включая две дежурные выездные бригады, которые занимаются ремонтом по заявкам. За день оперативно выездные бригады отрабатывают порядка 50 заявок, работа не прекращается даже в выходные дни и в любое время суток.
Предприятием внутридомовых сетей обслуживаются дома 60-70 гг. постройки, аварийные бригады часто выезжает по таким адресам для поддержания безопасного рабочего состояния внутридомовой сети. В подобных домах необходима масштабная реконструкция, уверяют специалисты. Проблема заключается в том, что многоэтажные дома, которые давно находятся в эксплуатации не были рассчитаны на большой объем электроприборов в каждой квартире, из-за чего любой установленный кондиционер, электроплита или электрический подогрев пола может привести к перегрузу и повреждению внутридомовой сети.
Изначально 22 года назад, перед предприятием ставились задачи за счет бюджетных средств полностью обновить электрические сети в многоэтажках города, введенных в эксплуатацию с середины прошлого столетия, поскольку из-за плачевного состояния сетей участились пожары внутриподъездных электрических щитов. Позже объем работ изменили, масштабные планы по замене сетей отменили. Однако проблема осталась. Предприятие каждый раз направляет письма в администрацию города о необходимости замены сетей в большинстве домов с привлечением средств городского бюджета, но решения проблемы пока не последовало.
Иногда жильцы самостоятельно выходят к предприятию с инициативой о полной замене магистральных проводов и коммутационного оборудования внутри дома. Данные мероприятия проводятся исключительно за средства самих жильцов. Инженер выезжает на место, проводит оценку состояния дома и составляет конечную смету. Сумма получается немалая, многие отказывается. Однако специалисты отмечают, что проведение данных мероприятий необходимы, в особенности в старых домах.
Помимо основного графика проводимых ремонтов и осмотров, на предприятии составляется дополнительный график по заявкам обслуживающих организаций. Нередко обращаются для установки современного светодиодного освещения на лестничных клетках или в подвалах. Предприятие всегда идет на встречу, поскольку находится в конкурентной среде. Существуют другие организации, которые выполняют тот же спектр работ. Поэтому специалисты заинтересованы в качественном выполнении всех необходимых мероприятий по поддержанию безопасного и надежного обслуживания ОДЭС в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. На сегодняшний день предприятием обслуживается 943 многоэтажных жилых дома в Павлодаре и Аксу.
Еще один аспект, который добавляет трудностей в работу – в разных домах сети могут быть устроены по-разному, нередко из-за самостоятельного вмешательства жильцов. Если на электрических подстанциях специалисты наизусть знают расположение всего оборудования и уверены, что посторонний человек к ним не подойдет, то в работе городского предприятия внутридомовых электрических сетей возникает множество переменных, связанных с человеческим фактором. Кроме того, нередко оборудование расположено в труднодоступном месте. Вводные устройства и электрические шкафы находятся в подвальных помещениях, куда нет доступа, либо же подвал затоплен. В таких условиях сложно обеспечить безопасную эксплуатацию внутридомовых электросетей. Во избежание подобных ситуаций жильцам многоэтажных домов развозятся памятки, они передаются обслуживающим организациям, которые распространяют их по квартирам. В памятках прописаны правила эксплуатации и содержания электрического оборудования в многоквартирных домах, а также правила пожарной безопасности.
«Отдельной обширной работой предприятия является отключение потребителей-должников, имеющих задолженость свыше 50 тыс. тенге. Данная работа проводится по спискам предоставляемым ТОО «Павлодарэнергосбыт». Отключение такого потребителя своего рода головоломка: «Как его отключить, чтоб он не смог подключиться обратно, тем более к счетчику соседей?». Если сделать видимый разрыв, то он подключается самостоятельно, иногда вешаем антивандальные замки с запорным механизмом, но и их взламывают. В крайнем случае приходится идти на ухищрение и проводить полную реконструкцию разводки, чтоб при открытии щитка подключиться было попросту некуда, когда коммутация сдвигается выше или ниже на этаж, а магистральные провода изолированы в трубах. Однако на это уходит множество времени и сил, создана специальная бригада по отключениям, хотя они могли бы заниматься обследованием и ремонтом там, где это необходимо», - раскрывает специфику работы Сергей Кириленко.
Специалисты признаются, что реформа коммунальной собственности наложила свой негативный отпечаток на работу предприятия. Если механизм работы с существующими обслуживающими дома организациями уже наработан и отработан, то с ОСИ и ПТ все придется начинать заново, по этой причине не получается построить многолетний график обслуживания домов, до тех пор пока не наступит какая-то стабильность.
Сегодня потребители, желающие заключить договор на обслуживание ОДЭС с городским предприятием внутридомовых электрических сетей, могут обратиться в договорной отдел ТОО «Павлодарэнергосбыт», где им подробно расскажут порядок и помогут это сделать.