За свою более чем полувековую историю компания «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» пережила несколько реорганизаций, изменений формы собственности, структуры. Сегодня в ее состав входят несколько крупных предприятий, вносящих весомый вклад в развитие энергетики региона. Среди них ТОО «Павлодарэнергосбыт», которое в январе 2019 года отметит 20-летие со дня своего образования. В коллективе здесь немало людей, чья судьба на протяжении многих лет связяна с этим предприятием.

90-е годы прошлого столетия для страны, которая только приобрела суверенитет и начала налаживать свою экономику, были непростыми. «Энергоцентр», как акционерное общество, образовался именно в тот период, выделившись из состава АО «Павлодарские электрические сети» в декабре 1998 года. Дата официальной регистрации — 6 января 1999 года. В таком статусе предприятие существовало до ноября 2011 года, затем преобразовалось в ТОО «Павлодарэнергосбыт». Единственным акционером этой организации было и остается по сей день АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО». Главный бухгалтер товарищества с ограниченной ответственностью Алмагуль Абенова была очевидцем практически всех этапов преобразований.

«Структура «Энергоцентра» отличалась от той, которую мы имеем сегодня,- вспоминает она.- Тогда штат у нас был значительно больше. На нашем балансе были дом отдыха «Энергетик» и санаторий-профилакторий с одноименным названием, которые теперь являются самостоятельными ТОО, а также транспортный участок, именуемый сейчас ТОО «АТП-Инвест».

И если раньше предприятие занималось реализацией только электричества, то с 2002 года стали реализовывать в Павлодаре и тепловую энергию. В 2007 году рынок сбыта тепла расширился, присоединился еще и Экибастуз. Основной поставщик — это, конечно же, АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» со своими структурными предприятиями ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, а также ТЭЦ-1, принадлежащей АО «Алюминий Казахстана». Функции по передаче электрической и тепловой энергии в Павлодарской области выполняют АО «ПРЭК» и ТОО «Павлодарские тепловые сети».

«В числе наших потребителей не только Павлодар, но также города и районы области, поэтому условно штат нашей бухгалтерии функционально разделен на две части, — рассказывает Алмагуль Махмутовна. — Это те специалисты, которые занимаются расчетами с потребителями, и те, ко ведет бухгалтерский учет основных средств, материальных активов и ценностей, заработной платы. Одна из основных задач — работа с потребителями по учету тепловой и электрической энергии, а также судебных издержек. Претензионно-исковая работа с должниками ведется в тесной связке с юридическим и аналитическим отделами».

Расчеты с конечным потребителем — это трудоемкий процесс, считает главный бухгалтер. Особого внимания требует работа с государственными учреждениями, получающими финансирование из бюджета. Ежедневный труд бухгалтера сопряжен с большим объемом документооборота, поскольку каждое физическое и юридическое лицо обращается за актами сверки, нужно вовремя внести информацию, когда происходит смена собственников, необходимо сделать корректировки в случае изменения объемов потребления, ранее представленных в договоре. Случается, проходят ошибочные платежи, но для бухгалтеров нет ничего неисправимого.

ТОО «Павлодарэнергосбыт» включено в число крупных налогоплательщиков Казахстана, в связи с этим есть ключевые критерии, которым предприятие должно следовать.

«Сейчас по всему Казахстану успешно внедрена информационная система ЭСФ. С 1 января 2018 года счет-фактуры за реализацию тепловой и электрической энергии юридическим лицам мы предоставляем в электронном варианте, — рассказала о нововведениях руководитель подразделения. — У каждого предприятия есть электронная цифровая подпись. И если раньше мы каждую счет-фактуру распечатывали в двух экземплярах, прилагали к ней другие документы, и в сервисных участках потребители их получали через журналы выдачи, то теперь каждое юридическое лицо, имеющее ЭЦП, может самостоятельно выгрузить нужный документ из общей программы, которая действует по всему Казахстану. Хотя иногда представители малого бизнеса, не имеющие доступа в программу, просят выдавать им на бумажном носителе, мы, конечно, не отказываем. А вообще с начала текущего года все счет-фактуры, согласно налоговому кодексу, мы обязаны выдавать только в электронном виде».

Бухгалтерия ТОО «Павлодарэнергосбыт» состоит из 26 человек. В это число входят и штатные сотрудники сервисных центров, бухгалтеры участков в Аксу. Алмагуль Махмутовна не скрывает, что сталкивается с проблемой текучести кадров. Причина — большой объем работы. Так как предприятие является крупным налогоплательщиком, имеется много объязательств, связанных с требованиями налогового, антимонопольного и других законодательств. Действующие на данный момент бухгалтерские программы пока разрознены. Ведь изначально реализовывалась только электрическая энергия, а тепловую стали продавать позже. Приходится к одной программе присоединять другую. С 2017 года группа компаний АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО» перешла на новую форму управления производственным предприятием 1С УПП, которую планируют совместить с биллинговой программой, чтобы обмен информацией в части платежей был автоматическим, поэтому сотрудникам приходится иногда и задерживаться на работе. Но бесценный опыт, полученный в стенах бухгалтерии ТОО «Павлодарэнергосбыт», позволяет расти в карьерном плане, устраиваясь в другие сферы на более высокие позиции.

На свободные вакансии Алмагуль Абенова охотно принимает молодых специалистов. По ее мнению, на переобучение людей, работавших в других отраслях, уходит гораздо больше времени, ведь бухгалтерский учет везде разный. Сотрудника со свежими знаниями легче научить производственным особенностям конкретного предприятия.

«И второе, на что я обращаю внимание, — продолжает разговор Алмагуль Махмутовна, — это, конечно же, желание работать, профессионально расти, а не отбывать положенное время. Сегодня мы, как субъект крупного предпринимательства, бухгалтерский учет ведем по международным финансовым стандартам. Нас аудируют международные компании. Требования, которые в наши дни предъявляются к учету, предполагают ежедневное самообразование, то есть с каким-то багажом, полученным ранее, далеко не уедешь. Постоянно дополняется налоговый кодекс, появляются новые виды отчислений, как сейчас, например, ввели обязательное медицинское страхование. По многочисленным договорам все время меняются требования. Поэтому в нашем деле легкообучаемость — один из важных моментов».

Внутри бухгалтерии практикуется ротация сотрудников, но только по их желанию. Это способствует расширению профессиональных знаний, что очень удобно в плане взаимозаменяемости.

За плечами самой Алмагуль Махмутовны большой опыт работы, в том числе на руководящих должностях. Она закончила факультет бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Карагандинского кооперативного института Центросоюза. В 1983 году по распределению вернулась в родной Павлодар и устроилась работать в облпотребсоюз. Затем семь лет трудилась в комсомольской организации. Этот период помог приобрести хорошие организаторские навыки. В 1991 году стала главным бухгалтером комитета по делам молодежи, а через год ее приняли сначала заместителем, а потом главным бухгалтером в АО «Павлодартурист». Потом были несколько лет работы в АО «Камкор». В ТОО «Павлодарэнергосбыт» с марта 1999 года начинала с должности рядового бухгалтера, через шесть лет стала заместителем, а в 2005 году назначена главным бухгалтером. Как руководитель, она строгая и требовательная. Если отчитывает, то по делу, подчеркивают подчиненные. А в целом в коллективе царит здоровая, дружественная атмосфера, сложились такие традиции, как чествование именинников, празднование Айта и Пасхи, дней энергетика и бухгалтера. Дважды в год сотрудники стараются организовать дни здоровья с выездом на природу. На свои встречи обязательно приглашают бывших коллег, находящихся на пенсии.

Среди тех, кто трудится в ТОО со дня основания, старший кассир Ирина Гавриленко. Устроившись в организацию в 1996 году, сначала была контролером, а через три месяца стала кассиром. Сравнивая тот период с днями нынешними, говорит что это «небо и земля». Операторы и кассиры, а их на тот момент было трое, сидели рядом за обычными столами, не было даже кассовых аппаратов, деньги складывали в самодельные ящички с картонными перегородками. С течением времени стали расширяться, открылись отделения на улицах Айманова, Катаева, Мира. Сегодня «Павлодарэнергосбыт» располагает прекрасными сервисными центрами. Каждому сотруднику предоставлена отдельная кабинка, предусмотрен дресскод — галстук с фирменной эмблемой, под рукой имеется все для приема, пересчета денежной наличности. Электронная очередь исключила столпотворения.

«Если раньше, например, потребитель пришел платить, а у него нет квитанции, его отправляли к оператору, чтоб он взял дубликат, сейчас любой кассир сам может распечатать его, — говорит Ирина Владимировна. — Мы принимаем как наличными, так и безналично. Все четко и оперативно. Свой коллектив кассиров, который состоит из 17 человек, я называю командой. Потому что мы связаны единой энергией, всегда можем положиться друг на друга.Часто люди приходят негативно настроенные, и первым их встречает кассир. Когда я вижу, что нужно мое вмешательство, я тут же спешу на помощь. В нашем деле главное — спокойствие и терпение, и любое недоразумение можно устранить. У нас нет жалоб на кассиров. И это меня радует. На мой взгляд, в сравнении с другими учреждениями, у нас лучше всего организована работа по приему платежей», — не без гордости отмечает Ирина Гавриленко.

Бухгалтер Сауле Дауренбекова в «Павлодарэнергосбыте» трудится вот уже 16 лет. Ее отличает спокойный характер, общительность и доброжелательность.

«У меня сейчас четыре района, четыре участка: Иртышск, Баянаул, Железинка, Качиры. Я разношу оплату потребителям — физическим и юридическим лицам, — рассказывает о своих трудовых буднях Сауле Мухамеджановна. — С начальниками участков мы постоянно на связи с помощью мобильной связи, электронной почты. Я застала и то время, когда все делали вручную, на бумаге. Сейчас гораздо легче. В любой момент по электронной почте можно обменяться необходимой информацией. В последнее время оплата все чаще производится через терминалы, а также посредством интернет-банкинга. Это очень удобно. Бывают ситуации, когда человек ошибся, номер счета неверно указал, не туда отправил, в этом случае я делаю справочки, переношу оплату с одного лицевого счета на другой. Работа хоть и сложная, но интересная, я от нее получаю большое удовольствие».

Папа у Сауле был журналистом, брат и сестра тоже выбрали творческие профессии, а она пошла по стопам своей мамы, которая всю жизнь работала бухгалтером. Из детства помнит, как мама приносила домой большие тетради, счеты, щелкала ими по вечерам и что-то записывала, а она за ней завороженно наблюдала. В юности Сауле хотела стать конструктором одежды, но не добрала баллов при поступлении. Чтобы год не пропал, пошла работать на швейную фабрику. Затем закончила экономический факультет кооперативного института в Караганде. Первым местом работы после получения диплома стал Народный банк Казахстана. Начав с должности кассира, в 26 лет девушка была уже заведующей отделением. Но случилась оптимизация, и был даже такой момент, когда пришлось обратиться на биржу труда. Работа контролера нашлась сама — с 2005 года трудится в ТОО «Павлодарэнергосбыт». Сауле Мухамеджановна счастливая мама двоих детей. Все выходные обычно посвящает любимым внукам Олжасу и Аделечке, любит поколдовать на кухне и приготовить что-нибудь вкусное. Летом все свободное время посвящает даче.

Успешная деятельность любого предприятия напрямую зависит от человеческого потенциала. Формирование добросовестного отношения к делу, умение работать на перспективу, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе — это подвластно только людям, в которых развит дух командной ответственности.